Председатель Совета РАРИБ Валерий Иванов: «Лучший способ борьбы с казино и игровыми автоматами - их легализация»

Новости игорного бизнеса
14.01.2011


В игорном мире Россия славится тем, что не может грамотно организовать функционирование специальных зон и создать рабочую нормативную базу для игорных заведений. Законодатели любят изменять законы уже после того, как инвесторы затратили средства, что подрывает права и гарантии бизнеса. К этому добавляется коррумпированность рынка игровых автоматов и его тенизация. А недавний перенос южной игорной зоны «Азов Сити» вообще подорвал доверие инвесторов в этой сфере.

 

Относительно сложившейся ситуации на игорном рынке РФ нам рассказал председатель Совета РАРИБ - Иванов Валерий Дмитриевич.

 

 

Считаете ли вы перенос «Азов Сити» под Анапу спланированной кампанией?

 

Начнем с того, что в 2007 году, при принятии закона о специальных зонах в РФ государство также взяло на себя обязательство не вносить изменения в местоположения этих зон. В законе №244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации» был пункт, запрещающий в течение 10 лет вносить изменения в закон и изменять игорные зоны. Соответственно все инвесторы под эту гарантию и вкладывали деньги. Однако по желанию лишь одного депутата Ростовскую область исключают из территорий игорной зоны, а саму зону предлагают перенести в Анапу. В итоге получается так, что инвесторы, которые вложили свои деньги в «Азов Сити» остались «за бортом» и никто не собирается компенсировать их затраты. Как результат доверие потенциальных инвесторов, российских и зарубежных, претерпело изменение и далеко не в лучшую сторону, в первую очередь в отношении к государству.

 

Инвесторы понесли убытки и неизвестно кто их будет возмещать, фактически значительно усложнилась ситуация с будущим развитием игорных зон. Как пример, одна их компания вложила в ростовскую часть $200 млн. и теперь не знает, как вернуть потраченные деньги, так как механизма компенсации нет. Сложившаяся ситуация с переносом зоны создает еще больше проблем, чем решает их.

 

Политика государства во всех вопросах должна быть системной последовательной и продуманной. То, что произошло с «Азов Сити» показывает отсутствие какой-либо логики и последовательности, что возвращает нас к тому, что говорилось ранее – к сожалению некоторые представители госаппарата подготавливают решения, не просчитывая последствия в случае их принятия.

 

Сложившаяся ситуация еще раз показала, что государство как хочет так и меняет инвестиционные проекты. При этом нет никаких обязательств перед потенциальными инвесторами. Территория под Анапой, разумеется, имеет ряд преимуществ перед «Азов Сити». Но если государство взяло на себя определенные обязательства перед инвесторами, то должно неуклонно их выполнять. Однако этого не произошло. Сложившаяся ситуация с переносом «Азов Сити» безусловно является ударом по инвестиционному имиджу России.

 

 

Но ведь инвесторам «Азов Сити» обещали компенсировать вложения. В  частности речь шла про компенсацию землей.

 

Никаких шагов в сторону компенсации затрат на данный момент не предпринимается. Инвесторы Ростовской части «Азов Сити» сейчас активно поднимают вопрос о возврате своих вложений, но их просьбы остаются не услышанными. С одной стороны, они могут предъявлять претензии властям

Ростова, но по сути компенсировать затраты должны со стороны Краснодара как инициатора изменения зоны.

 

 

Были заявления о том, что Сибирскую монету также  могут перенести в другую зону. Что вы об этом думаете?

 

Относительно зоны в Сибири – лучше ее было бы разместить вблизи Владивостока, где есть поток людей и потенциальных игроков. Та территория, которая отведена под зону находится далеко от массового и делового туризма и просто приезжающих потоков людей, а самая главная проблема в отсутствии развитой инфраструктуры.

 

Отмечу, что мало обозначить зоны. Государство должно взять на себя обязательства и дать гарантии предпринимателям. Только тогда игорные зоны смогут развиваться по настоящему. Что такое игорная зона? Нельзя создать зону, просто построив сооружения. Это в первую очередь территория развитой инфраструктурой туристической гостиничной, значительным количеством людей посещающих регион. Так, игорная зона поблизости больших городов оправдана. Нельзя построить игорную зону в поле, без дорог и вдали от населенных пунктов, это нам подсказывает мировой опыт и собственный.

 

Ведь даже «Азов Сити» нельзя было назвать полноценной зоной. Казино там представляли собой временные сооружения.

 

 

Как вы считаете, какое будет будущее Анапы?

 

Новая игорная зона под Анапой несомненно выгодна Краснодарскому краю. Новая территория имеет всю необходимую инфраструктуру, там сосредоточены большие туристические потоки, развито транспортное сообщение.

 

Но и теперь государство должно проявлять последовательность. Сказав «А» Государство должно сказать «Б». Теперь следует добавить в законодательство пункт о том, что в течении «N» количества лет нельзя вносить изменения в территории игорных зон.

 

Ведь нужно помнить, что существующие игорные зоны окупиться смогут не менее чем за 30 лет. Но для этого предприниматели должны быть уверены в постоянстве государственных позиций.

 

 

Прогнозируется, что новая игорная зона под Анапой сможет окупиться уже через 15 лет.

 

Важно помнить, что гостиницы окупаются 7-10 лет. При этом не стоит забывать про текущие затраты на ремонты, которые крайне необходимы.

 

Я видел красочные проспекты новой игорной зоны под Анапой. Да, проспекты красивые и яркие, но негде в них не было реальных цифр и сроков окупаемости. Возможно, они сделаны по американским стандартам, но не следует забывать, что мы находимся в России и, если вкладываются деньги, то все должны знать, за сколько они смогут окупиться.

 

Пока про будущее игорной зоны под Анапой сложно что-то говорить. В первую очередь государство должно гарантировать выполнение своих обязательств в отношении инвесторов.

 

 

Исходя из нашей информации, уже есть много потенциальных инвесторов желающих вкладывать в зону под Анапой.

 

Есть много разговоров о том, что да, было бы интересно инвестировать. Но реальных инвесторов, готовых уже выделять деньги уже сегодня, пока нет. Я не слышал ни про одного инвестора, который бы сказал – я буду вкладывать деньги. Но территория под Анапой остается самой выгодной из всех игорных зон.

 

 

Не станет ли проблемой близость к детскому курорту?

 

Да, наличие детского курорта сразу же вызвало волну недовольства и возмущения. Но на данный момент четко не определено где будет размещаться новая зона. Изначально речь шла про размещение в зоне большой Анапе. Об этом говорил мэр Анапы. Но буквально на другой день в СМИ прошла информация, что игорная зона будет размещена в районе какой-то станицы, в 50-ти километрах от Анапы. Если это так, то опять таки сталкиваемся с той же проблемой – отсутствие развитой инфраструктуры, тоже что и в «Азов Сити».

 

 

Как Вы относитесь к онлайн казино в интернете?

 

Законодательно онлайн игры на данный момент запрещены. Казино регистрируются в оффшорных зонах и игра проходят не на территории РФ, при этом деньги уходят за границу. Количество интернет казино последнее время стремительно увеличивается, и они составляют серьезную конкуренцию реальным казино. Очень важным негативным моментом является невозможность контролировать возраст играющего: в интернет казино этого сделать нельзя.

 

Мое мнение – интернет казино нужно запрещать. И решать эту проблему нужно, опираясь на опыт других стран. Можно перенять опыт американцев, которые запретили онлайн гемблинг. Этого можно добиться, например, запретом банкам переводить деньги на счет интернет игровых заведений, есть и другие способы. Закон про онлайн казино требует самой серьезной доработки и более жестких законодательных ограничений. 

 

 

Реально ли запретить провайдерам предоставлять доступ к игровым серверам?

 

Это как один из вариантов решения проблемы. Однозначного решения, как бороться с интернет играми, у меня нет. Этот вопрос требует детального рассмотрения и изучения. Например, в некоторых странах онлайн казино разрешены, но играют в них не местные жители, а игроки с других стран. Прежде всего, нужно вводить наказание, как за организацию, так и за участие в азартных играх.

 

Закон №244 запрещает онлайн казино. В то же время  – в столице сейчас работает 98 компьютерных клубов, которые могут использовать для своей работы игровые серверы, зарегистрированные за рубежом.

 

В России вышло постановление РФ №920 от 15.11.2010 г., ограничивающие агентов банков в проводимых платежах. Постановление содержит только три пункта. Это утвержденный список товаров и услуг, которые не могут оплачивать физические лица (агенты банков не имеют права производить перевод):

 

1. Лотерейные ставки за исключением государственной лотереи;

2. Лотерейные билеты и лотерейные квитанции;

3. Ставки на азартные игры.

 

При этом негде не указано, какой наказание следует за нарушением этих норм. Можно было бы банки-нарушители лишать лицензии или подобное наказание.

 

Я сторонник того, что при принятии законов нужно заниматься не латанием дыр, а выработкой единого закона, скрупулезно продуманного и взвешенного. Пусть он будет занимать 200-300 страниц или 5 тысяч страниц, но он должен регулировать всю игорную деятельность. В таком законе должны быть прописаны права и обязанности все сторон, четкий регламент проверок, указан проверяющий орган и обязательно прописана норма наказания за нарушение этого закона.

 

К примеру, Голландский закон о залах игровых автоматов занимает более 700 страниц и находится в каждом игровом заведении. Его наизусть знают как организаторы, так и игроки. Он четко и максимально полно описывает все, что касается игры.

 

Нужно дать четкие определения – что такое «лотерея», что такое «лотерейное оборудование», что такое «лотерейный автомат». Необходим четкий понятий аппарат, четкое описание. Признаки отличия «игрового оборудования» от «лотерейного». На данный момент в законе есть момент субъективного принятия решения. Проверяющий сам решает – перед ним игровой автомат или лотерейный терминал. Это не правильно, такого не должно быть.

 

 

Что вы думаете про законы в игорной сфере, которые готовятся в Украине?

 

Украинское законодательство в области игорной сферы изучал. В нем так же есть место для субъективного принятия решения.

 

К сожалению, в Украине, как и в России, разработка проекта закона велась только представителями  государства. Представители бизнеса, общественных организаций к этой работе не привлекались. Что получилось из такого подхода в России, мы уже видим. Давайте подождем принятие закона на Украине и посмотрим, что получилось там. Я думаю, недоработки будут аналогичны.

 

 

В Украине хотят ввести плату за лицензию на проведение игорной деятельности в размере $5 млн. на 7 лет. Насколько реальна это стоимость?

 

$5 млн. реально, но я бы сделал на 10 лет. Такая сумма реальна для крупного бизнеса. До запрета казино в Москве стоимость лицензии составляла 1300 рублей ($40). Но было еще требования к игорным заведениям в Москве, а именно вложения в заведения не менее 15 млн. рублей($500 тыс.).

 

Я сторонник того, что игорный бизнес должен быть крупным и ответственным, тогда есть у кого спросить. Большие деньги – большая ответственность.  Игорные заведения должны быть крупными, как в развитых странах, чтобы им было что терять. Тогда государство сможет получать большие налоги. Сейчас же потрачено 1 млрд. рублей на борьбу с нелегальным игорным бизнесом, а дохода нет.

 

Нездоровая ситуация сложилась в РФ, когда лицензии давали всем подряд, даже частным предпринимателям. Это не привело ни к чему хорошему.

 

 

Возможно ли все-таки закрыть все мелкие игорные заведения?

 

Закрыть можно, но нужен системный подход и, прежде всего, в сфере контроля и ответственности, причем ответственности за организацию игры и за участие в игре.

 

Как показал наш опыт – закрыть все заведения не просто, как играли, так и играют. Только сейчас игровые автоматы стали маскироваться под лотерейные клубы. Система организации лотерейного клуба очень сложная, но принцип остается тот же  - игра на деньги.

 

Была хорошая посылка – создать игорные зоны, но выбрали не подходящие зоны. Если бы зоны были организованы вблизи больших городов – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск – то эти зоны бы заработали. А так в чистом поле, никто туда не поедет, за что платить?

 

 

Есть ли вероятность, что казино вернут в большие города?

 

Не знаю. Было бы хорошо.

 

 

Мэр Москвы сказал, что ни при каких условиях не пустит казино в столицу?

 

Это говорил старый мэр. Новый уже поставил задачу навести порядок в этой сфере.

 

 

Какова по Вашему мнению должна быть концепция игорного бизнеса? Какие Ваши предложения?

 

Нужно в первую очередь проанализировать свой опыт и международный и выработать полноценный закон. Подходов может быть несколько. Сохранить игорные зоны и гарантировать, что ничего переноситься не будет. Можно разрешить казино в 4 и 5 звездочных гостиницах. Предусмотреть залы игровых автоматов исходя из мировой практики.

 

Играть все равно будут, все равно будет место подпольным казино, а лучшим средством борьбы с нелегальным бизнесом может быть только легальный.

 

Для создания полноценного закона нужно привлекать все заинтересованные стороны и максимально учитывать пожелания и потребности каждой стороны.

 

В 2007 году Всероссийский Центр Информации в РФ провел опрос среди специалистов, экспертов, экономистов, политиков, юристов. Был задан вопрос о том, что будет после принятия закона, запрещающего азартные игры за пределами игорных зон?

15,7 % - оптимистический прогноз – что казино заработают в зонах и зоны начнут развиваться.

75,7% - ответили, что новый закон породит новые коррупционные схемы и новые проблемы.

 

Т.е. реальное развитие событий уже тогда спрогнозировали более 75% специалистов.

 

 

Для чего принималось решение про запрет азартных игр в РФ и переносе их в игорные зоны. Кому это было нужно?

 

На тот момент это решение было правильным – ситуация вышла из-под контроля. Начали открываться сотнями залы игровых автоматов, а сами автоматы были везде, даже в туалетах. Играли в автоматы все и подростки и старики. Принятое решение сняло социальное напряжение. Перенести казино в игорные зоны было правильно, только зоны надо было подобрать правильно.



Адрес источника: 100Казино
Просмотрено: 498 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости