Карты, деньги, два стола

Новости игорного бизнеса
28.01.2011

 

После официального запрета игорного бизнеса многие любители азарта заинтересовались покером. При этом за занятие этим видом спорта они готовы платить владельцам покер-клубов, тем более что спрос пока в разы превышает предложение

Несмотря на то что игорный бизнес в Украине запрещен на законодательном уровне, в том или ином виде азартные игры продолжают приносить доход находчивым предпринимателям. Некоторые бывшие собственники клубов игровых автоматов открыли различные интернет-кафе и предоставляют клиентам доступ к онлайн-казино. Другие на свой страх и риск нелегально продолжают обслуживать любителей азарта за деньги. Впрочем, наиболее предусмотрительные бизнесмены нашли способ, позволяющий, не вступая в конфликт с законом, сохранить клиентов, готовых расставаться с деньгами за удовольствие от игры. Речь идет о спортивных покерных клубах, которые за последние два года стали весьма популярными среди азартных украинцев. При этом ниша до сих пор не заполнена и на треть — количество любителей покера увеличивается гораздо быстрее, чем число площадок, где игроки могут сразиться.

Игра ковбоев и джентльменов

Любопытно, что еще пять лет назад о популярности спортивного покера в Украине не приходилось и говорить. Игра, знакомая миллионам зрителей по зарубежным фильмам, оставалась, по сути, одним из хобби горстки любителей. Тем не менее потенциально ею можно было заинтересовать десятки тысяч человек, поэтому мода на покерные клубы в конце концов докатилась и до Украины — первое подобное заведение открылось в 2005 году. Однако долгое время отечественные предприниматели не рассматривали покерные клубы как вид бизнеса — с точки зрения эффективности финансовых вложений залы игровых автоматов и казино были значительно привлекательнее. Олег Удовенко, аналитик Федерации спортивного покера Украины, разъясняет, что ситуация изменилась после принятия закона о запрете игорного бизнеса. «Он вынудил людей, которые раньше работали в казино, заняться организацией покер-клубов», — продолжает эксперт.

Согласна с господином Удовенко и Юлиана Кужель, администратор ровенского клуба интеллектуальных игр «Джем»: «Пик популярности совпал с судовым процессом за спортивный статус покера и запрет игорного бизнеса как такового. Люди, которые привыкли к азартным играм, легкому заработку, просто не представляли свою жизнь без игры. Тогда им «на помощь» пришли покерные клубы».

Однако в конце прошлого года интерес к подобным заведениям начал падать, многие клубы прекратили свою деятельность и закрылись. Олег Удовенко полагает, что интерес к покеру носит волнообразный характер, и это вполне естественно. «Тем не менее, — констатирует он, — игра в покер полностью исчезнуть не может. Она постоянно развивается, появляются новые возможности, турниры — все это лишь подогревает интерес потенциальных посетителей клубов».

При этом господин Удовенко обращает внимание на то, что надежды части предпринимателей на большие доходы не оправдались — рентабельность работы клуба спортивного покера в разы меньше, чем у казино или зала игровых автоматов. По мнению аналитика, для успешного развития клуба необходимо, чтобы его основывали и продвигали энтузиасты, относящиеся к заведению не только, как к средству заработка, но и как к любимому детищу.

Лиха беда начало

По словам операторов рынка, успешность покерных клубов зиждется на трех «китах». Во-первых, это популярность карточной игры — чем больше внимание общественности, тем выше приток потенциальных клиентов. Однако, чтобы случайный посетитель стал постоянным игроком, одной только популярности покера мало, многое зависит от второго ключевого фактора — менеджмента клуба. «Квалифицированный менеджер знает аудиторию и способен организовать игру, — подчеркивает Денис Ларин, один из управляющих покерного клуба «Крещатик». — Может быть самое лучшее помещение, ремонт, оборудование, но если не будет игроков, соревнований между ними, то не будет и игры. Если не будет игры — не будет бизнеса».

Схожую мысль высказывает на одном из профильных форумов и Надежда Решетникова, директор некоего московского покер-клуба. По ее мнению, чем грамотнее менеджмент клуба, тем быстрее заведение выйдет на самоокупаемость. «Я считаю, что покерный клуб — в первую очередь создание условий для заработка других игроков, а владелец получает некий процент за организацию этих услуг. Соответственно, чем выше качество предоставляемых услуг, тем больше доход», — утверждает бизнес-леди.

Третье условие успеха — подбор и обучение персонала. К примеру, Владимир (фамилию просил не называть), менеджер покерного клуба «Торнадо», считает, что для открытия своего дела в покерной индустрии достаточно арендовать помещение, закупить покерный инвентарь и нанять квалифицированный персонал.

Игроки рынка уточняют, что для начала бизнеса достаточно помещения от 80 до 150 кв. м, рассчитанного на 5–6 игровых столов. «Разумеется, здесь все зависит от количества жителей в населенном пункте. Если же это небольшой городок с численностью 20–30 тыс. чел., то достаточно будет трех столов, а если это город-миллионник, то может не хватить и 10 столов», — объясняет г-жа Решетникова. Следующий шаг — закупка оборудования: игровых столов, мониторов, карт и фишек. «Производители подобной продукции довольно широко представлены на рынке — достаточно лишь вбить в любую поисковую систему «оборудование для игры в покер», и найдутся контакты нескольких десятков производителей», — рассказывает менеджер одного из киевских покер-клубов.

Что же касается персонала, то специалисты рекомендуют два варианта подбора. Первый — нанимать на работу студентов, что позволит на начальном этапе сэкономить на зарплате, однако повлечет за собой увеличение расходов на обучение новых сотрудников. Второй путь — привлечение крупье из закрывшихся казино. В таком случае не придется тратиться на обучение, однако финансовые запросы профессиональных работников карт и фишек достаточно высоки.

Первые среди равных

После того как бизнес начинает набирать обороты и появляются первые клиенты, основная задача — как можно быстрее окупить затраты. «Инвестиции в открытие покерного клуба могут полностью вернуться за 3–4 месяца», — уверяет Юлиана Кужель. Но Денис Ларин считает, что столь жесткие сроки указывать не корректно — многое зависит от суммы, вложенной в создание клуба.

Сократить срок окупаемости и привлечь новых посетителей можно с помощью проведения всевозможных турниров, кубков, фестивалей и чемпионатов. «Чтобы заинтересовать клиента, необходимо удивить его, — делится опытом г-н Ларин. — Мы делали дизельные рекламы, занимались популяризацией покерного спорта через украинских знаменитостей. Создали турнир «роял-бомонд», в котором участвуют одни звезды. Также проводим турнир «леди-бомонд», где играют только девушки. Это привилегия, обеспечивающая хорошую атмосферу в клубе. На этом турнире клуб ничего не зарабатывает. Приз — уикенд в Париже или Венеции».

Эксперт полагает, что покерные клубы зачастую воспринимаются как альтернатива разным ночным развлекательным заведениям. Однако в силу специфики своей работы владельцам клубов необходимо постоянно прикладывать усилия для поддержания статуса и имиджа своего детища — создавать своеобразную, но доброжелательную атмосферу, придумывать «фишки» для привлечения внимания и удержания интереса и т.п. «Мы, к примеру, каждую неделю определяем лучшего игрока, который получает в клубе определенные привилегии. Также планируем приглашать тренеров из Европы для обу­чения клиентов, — раскрывает секреты г-н Ларин. — Таким образом, даем игрокам возможность развиваться».

Юлиана Кужель в свою очередь убеждена, что для клуба важно наличие homeplayer: «Это человек, который работает в покерном клубе. Например, если приходит клиент и ему не с кем играть, homeplayer садится рядом с ним, и они смогут начать свою партию. Также важно «дружить» с клиентами, завязывать знакомства. Например, время от времени кто-нибудь из работников подсаживается к посетителю, заводит разговор, чем-то угощает или даже предлагает подвести домой. Такие маленькие бонусы привлекают, и со временем человек начинает чаще приходить в клуб». Также бизнес-леди полагает, что немаловажно сотрудничество с покерными клубами из разных областей. Например, в прошлом году между ровенскими, житомирскими и львовскими покеристами проводили общие турниры. Они собирали определенное количество игроков и организовывали турниры по очереди в каждом городе — Ровно, Львове, Житомире. Таким образом, каждый клуб получал возможность заработать. Еще один способ — заниматься локальными соревнованиями, поскольку всякий турнир подразумевает гарантированный призовой фонд, что удобно и игрокам (заранее известно, за какую сумму идет борьба), и клубам (от призового фонда заведение получает определенный процент). По мнению Юлианы, повысить прибыльность можно путем круглосуточной работы клуба: покер — игра не на один час, и любители азарта могут засиживаться до рассвета.

Чтобы сформировать пул постоянных клиентов, эксперты рекомендуют в первую очередь обратить внимание на «проверенных» ценителей азартных игр — бывших посетителей залов игровых автоматов. «Для этого используются довольно-таки традиционные приемы: раздача флайеров, расклейка плакатов, реклама открытой при клубе школы, анонсы о планируемых соревнованиях и развлекательных мероприятиях», — приводит примеры г-жа Решетникова.

Не игрой единой

В то же время анализ структур доходов отечественных покерных клубов показывает, что прибыль приносит не только сама игра, но и сопутствующие услуги. «К примеру, в некоторых заведениях крупье забирает в каждой раздаче до 5% от суммы банка в доход клуба. Организация турниров по спортивному покеру, где призовой фонд формируют сами игроки, приносит клубу 10% от собранной суммы, — объясняет Юлиана Кужель. — Это не чистая прибыль клуба, а затратная часть на турнир. Мы создаем условия для игры». Также на базе клубов открываются платные школы для желающих научиться премудростям игры или повысить свое мастерство у игроков международного уровня.

Среди других статей доходов — бар, продажа атрибутики, сувениров, литературы и прочего. «В некоторых клубах идут на установку бильярдных столов, поскольку многие игроки в покер в перерывах между партиями для расслабления отдают предпочтение именно этому виду спорта. Но на подобные шаги решаются лишь те заведения, которые могут себе это позволить и по площади залов, и по финансовым возможностям, — конкретизирует Надежда Решетникова. — Иногда при клубах создают и сигарные комнаты, где любители ароматного табака могут насладиться его вкусом».

Следуя мировым тенденциям, самые предприимчивые украинские бизнесмены уже задумываются об открытии в покер-клубах онлайн-зон, где желающие с помощью всемирной паутины могут сразиться с игроками из других государств. Характерно, что в некоторых западных странах подобное направление приносит клубам до 20% дохода.

Спорт и бизнес

Известно, что перед тем как приобрести статус спорта, покер был прерогативой и «детищем» казино. Однако сейчас покеристы то и дело проводят жирную линию между покером в казино и клубе, подчеркивая их отличие. Денис Ларин отмечает, что клубный покер и игра в казино очень сильно отличаются, и последний предполагает другой подход. «В казино ты играешь с заведением, а в клубе — участвуешь в турнирах или одиночных играх. В казино ты, прежде всего, проигрываешь системе, то есть самому заведению непосредственно, а клубу проиграть невозможно из-за его неучастия в игре», — объясняет г-н Ларин. С ним полностью согласна и Юлиана Кужель: «Казино зарабатывает на проигрышах, поэтому прибыль там намного выше, нежели у владельцев клубов». Неудивительно и то, что до сегодняшнего дня, несмотря на запрет игорного бизнеса, продолжают существовать казино. Часто свою деятельность они умело прячут под интерактивными клубами, пользуясь «крышами» больших дядечек. В России из-за создания разного рода псевдоклубов запретили покер как спортивную игру. Тем не менее за счет такого решения судьбы покера российским правительством украинские клубы только выигрывают: увеличилось количество игроков в наших клубах.

[у соседей]
Россия. В РФ покер начал активно развиваться только в 2006 году, однако сейчас многообразие предложений по этой игре поражает воображение. К примеру, активно продается франшиза на открытие покер-клубов, многочисленные фирмы предлагают организовать онлайн-турниры, а более мелкие компании производят и торгуют инвентарем для игры в домашних условиях (карты, фишки, распечатки правил etc.).
США. Обычных клубов по интересам, объединяющих любителей азартной игры, в Соединенных Штатах не счесть. Зато против онлайн-покера развернулась настоящая война — в игре через интернет власти североамериканских штатов увидели серьезную угрозу своим прибылям. По их мнению, миллионы долларов уходят из страны через покер-румы. Как результат, в октябре 2006 года (заметим, всего через два года после 2004-го, прорывного для онлайн-покера) был принят закон  UIGEA  (Unlawful Internet Gambling Enforcement Act), который запрещал финансовым учреждениям перевод денег сайтам, занимающимся азартными играми онлайн.
Европа. В отличие от США, в большинстве европейских стран онлайн-покер — легальная игра при условии, что покер-рум обладает европейской лицензией. Есть определенные проблемы в  Германии, Франции, Великобритании. И точно также, как и в США, законодатели  подают в парламенты своих стран законопроекты об оптимизации законодательства онлайн-покера.
Канада. Канадская провинция Квебек предприняла довольно не­ожиданный шаг в сфере азартных игр. Недавно было объявлено, что Loto-Quebec — организация, сохраняющая монополию на азартные игры в Квебеке, — получила разрешение правительства на открытие онлайн-портала для ставок на спорт и покер, который будет доступен всем жителям провинции. Представитель Loto-Quebec сказал, что Квебек последовал примеру Швеции, где сайт Svenska Spel, начавший свою деятельность в 2006 году, является единственной платформой, где шведские граждане могут делать ставки на спорт и играть в покер абсолютно легально.
Япония. Подход к теме покера в Японии отличается от привычного, один из примеров — казино Akiba Guild. Здесь игроки-любители и профи встречаются, чтобы принять участие в игре, которую можно назвать неким гибридом покера и аниме. Akiba Guild отличается от остальных казино мира тем, что для привлечения игроков использует символику из мира аниме. В роли дилеров в этом казино выступают молодые девушки в возрасте от 16 до 20 лет в костюмах горничных.  Учитывая, как глубоко укоренилось аниме в этом регионе и как далеко в прошлое ведет его история, не­удивительно, что казино быстро обрело популярность за счет своих турниров Anime meets Poker, привлекая все большее количество игроков.



Адрес источника: Журнал "Статус"
Просмотрено: 870 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости