В прямом эфире TUT.BY обсуждаем Концепцию развития игорного бизнеса. (ФОТО,ВИДЕО,АУДИО)

Новости игорного бизнеса
01.03.2011

ВИДЕО:

АУДИО:

Об этом и не только в прямом эфире TUT.BY рассказал Николай Иваньков, начальник Управления лицензирования и контроля в сфере игорного бизнеса Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

В самом ли деле, на Ваш взгляд, назрела в свое время необходимость в концепции?
 
Назрела. Мы, правда, ожидали ее выход намного раньше, но в силу определенных обстоятельств начало года было ознаменовано появлением в свет данного постановления правительства, которым утверждена концепция развития игорного бизнеса в Республике Беларусь. Концепция появилась на свет как результат долгого анализа, проведенного Министерством спорта и туризма, Министерством экономики, в том числе с нашим участием. Необходимость назрела в связи с тем, что ввелись ограничения на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса в Российской Федерации, а также запрет на осуществление деятельности в Украине.
 
Нам надо было как-то реагировать?

Надо было отреагировать и что-то выдать в эфир. В итоге сначала совершенствовалась нормативно-правовая база, т.е. с 1 сентября 2010 года, когда был подписан указ о лицензировании, было определено, что с января 2011 года лицензирование в первую очередь будет осуществлять Министерство па налогам и сборам. Ранее эту функцию осуществляло Министерство спорта и туризма.
 
Почему вам передали?

Мы и до этого осуществляли контроль за отдельными видами деятельности в вопросах лицензирования. Также в наших полномочиях была компетенция осуществлять контроль в сфере игорного бизнеса. Основной функцией Министерства по налогам и сборам является обеспечить поступления в бюджет. Игорный бизнес достаточно прибыльное дело, даже если посмотреть по поставкам по налогам на игорный бизнес. В связи с этим на свет появился Указ и концепция развития игорного бизнеса.
 
При создании концепции был проведен анализ международного опыта, в том числе и ситуации, которая сложилась в республике в сфере игорного бизнеса. В итоге, чтобы не отставать от наших соседей дальнего и ближнего зарубежья, было принято решение что-то изменить. Было предложено несколько вариантов развития. Первый - создание крупной игорной зоны, единого крупного игорно-развлекательного центра. Но проект был очень дорогостоящим.
 
И тогда началась подготовка концепции?

Совершенно верно. Работа шла довольно давно. Поступило поручение главы государства и правительства, проработать этот вопрос. И уже по результатам всей проведенной работы мы предложили варианты своего развития – мы, Министерство по налогам и сборам, Министерство спорта и туризма, Минэкономики.
 
Итак, первый вариант – это создание крупного игорного развлекательного центра. Но сказать, что этот вариант проводился, нельзя, потому что работа идет до настоящего момента. Проблема в том, что перед инвесторами была поставлена довольно глобальная задача, так как затраты, которые они понесут, составляли практически 1 млрд долларов с учетом средств на создание инфраструктуры. Как известно из содержания концепции, планировалось разместить центр на территории Национального аэропорта. Наш аэропорт нужно обеспечить условиями приема крупных авиалайнеров, подобающего рода и уровня отелями, всей инфраструктурой, которая должна обеспечить работу, как игорного заведения, так и других развлекательных центров, гостиниц, ресторанов.
 
Мы проанализировали опыт Соединенных Штатов Америки, и, на наш взгляд, не совсем удачный опыт Российской Федерации, где было принято решение о создании четырех игорных зон, из которых, по сути, функционирует пока только одна. В силу определенных особенностей, самого географического месторасположения штат Невада – очень благоприятный для развития игорного бизнеса.
 
То есть люди идут не только поиграть, но и отдохнуть.

Основной поток – это туристы, игроки, они приехали развлечься, в том числе сделать ставки, выиграть. Поэтому мы брали во внимание ряд многих факторов. В итоге для того, чтобы создать благоприятные условия в наших географических условиях, в том числе и климатических, необходимы очень большие затраты. Но хочу сказать, что даже в настоящий момент инвесторы присылают свои предложения.
 
… идея эта не отошла…

Нет. Основным разработчиком этой идеи было Министерство экономики, они руководят на данном этапе. Но было принято решение, и тому подтверждением стал второй вариант, который закреплен в концепции, – это создание специальной компьютерной кассовой системы, который обеспечит государственный контроль в сфере игорного бизнеса как за оборотами самих игорных заведений, так и за оборотами, которые получают игроки.
 
Вот это каким-то образом возмутило тех, кто в этом бизнесе находится.

Скажем так, не совсем возмутило – это стало неожиданностью. Все думают, что будет тотальный контроль. Да, это будет своего рода контроль, но основная цель этой системы – не усилить контроль за работой игорных заведений, а защитить игроков. Уже назрела такая необходимость, и в настоящий момент к нам поступают обращения от близких, родственников игроков о помощи. Допустим, чей-то сын тратит большие деньги и тем самым ставит в тяжелое материальное положение как себя, так и семью, загоняет ее в долги. Поэтому каким-то образом надо было на это реагировать, и, изучив опыт зарубежных стран, мы пришли к выводу, что надо как-то ограничить возможность таких игроков посещать игорное заведение, чтобы он тем самым не усугублял столь плачевное положение своих родственников.
 
Это в концепции прописано?

Мы преследуем две основные цели. Первая – усиление системы государственного контроля всей сферы игорного бизнеса. Вторая задача – обеспечить защиту населения от негативных влияний игорного бизнеса. Если проигрываются большие деньги, игроки ухудшают материально-финансовое положение семьи. Поэтому в развитие концепции, и даже еще раньше, на свет появился указ президента Беларуси № 599 от 19 ноября 2010 года, где дается поручение главы государства, что до 1 июля 2012 года необходимо создать, внедрить и ввести в эксплуатацию данную систему. Начиная с января 2010 года шла плодотворная работа, был проведен конкурс, были представлены многочисленные предложения инвесторов.
 
Вы имеете в виду игорную зону при аэропорте?

Нет, речь идет о первом варианте. Ввиду того что это очень дорогостоящий проект и инвесторы не изъявили желания именно на тех условиях нести затраты, он пока остановлен в поисках потенциального инвестора. Теперь пошел второй проект, второй вариант работы – создание СККС, эта норма уже перешла из концепции и зафиксирована в указе президента. То есть будет создана система контроля, будет вестись реальный мониторинг за игорными заведениями, а также за их оборотами. Почему все боятся, что будет контроль за доходами? Это делается не с целью того, чтобы заставить субъектов игорного бизнеса отчитываться перед государством. На сегодняшний момент у нас ставки налога на игорный бизнес довольно высокие.

Первым шагом уже стало то, что с 1 января 2011 года ввелись фиксированные ставки на все объекты, независимо от месторасположения, они едины и размер установлен в белорусских рублях. Но это введено на переходящий период пока не будет создана система СККС. В процессе функционирования этой системы мы сможем обеспечить учет доходов игорных заведений и перейти уже на международный опыт взимания налогов. За основу будет браться не объект, а сами доходы, и в зависимости от того какая шкала доходов будет у этих игорщиков, соответственно, будет дифференцирована ставка. Но это в процессе функционирования будет приведено в соответствии с нашим законодательством. По указу срок определен, т.е. с 1 июля 2012 года система должна заработать, и в процессе ее функционирования мы будем постепенно переходить от фиксированной ставки к дифференцированной, в зависимости от размера дохода игорного заведения.
 
И тут же назрела необходимость определиться, как же контролировать, насколько проигрыш игрока поставит его и его близких в тяжелое финансовое положение. Все знают, что на сегодняшний момент близкие родственники лиц, страдающих от алкоголизма и наркомании, а также заинтересованные госорганы (допустим, органы опеки и попечительства, прокуратура) имеют право обратиться с заявлением в суд об ограничении дееспособности, т.е. ограничить его конституционное право распоряжаться денежными средствами, чтобы он тем самым не ухудшил свое финансовое положение.
 
Игровая зависимость, так называемая игромания – это своего рода психическое расстройство. Человек реально зависим от того, что ему нужно играть. С другой стороны, есть игроки, которые играют успешно, и размеры ставок тоже варьируются. Для одного субъекта и проигрыш 100 долларов может быть большим, а некоторые могут проиграть и 100 тысяч долларов. Это нормальное явление, в зависимости от того, кто что себе может позволить.
Поэтому одной из функций этой системы будет формирование и поддержание всегда в актуальном состоянии информационного банка данных. Своеобразной истории игроков.

Это будет своего рода black-лист. Все игорные заведения будут подключены к этой системе – это условие. Если с 1 июля 2012 года игровой центр не будет подключен к этой системе, он не имеет права осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь в сфере игорного бизнеса. Владельцы игорного заведения будут иметь доступ к данному информационному банку, будут знать, кого впускать, а кого не впускать в казино. Там будут содержаться личные данные игрока, чтобы можно было определить это в реальном режиме времени. Но это пока концепция, для этого необходимо сделать большой объем работы.
 
В рамках реализации инвестпроекта мы выставили в первую очередь свои требования, и инвестор, желающий заниматься своей инвестиционной деятельностью в Республике Беларусь, должен пойти нам навстречу и этот минимум выполнить. Каким образом он это сделает, зависит от него самого. Ему предоставлен выбор, но нам необходимо обеспечить защиту игрока, чтобы шла информация о нем, о том, что он проиграл, и какие получил выигрышные ставки.
 
Если я понимаю правильно, потенциальный инвестор, который придет, будет вкладывать средства и в развитие этой системы?

Это его основная задача – создание и функционирование этой системы, это все кладется на его плечи.
 
В развитие этой концепции было упомянуто, что подписан указ президента № 599 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса". В концепции также написано, что основная задача развития сферы игорного бизнеса – модернизация парка игрового оборудования. Мы хотим не отставать от наших западных коллег и от соседей, создать благоприятные условия для того, чтобы заинтересовать тех туристов-игроков, чтобы они играли на хорошем оборудовании. В связи с этим предусмотрено, что уже с 1 апреля этого года будет создан государственный реестр игрового оборудования, игровых автоматов, допущенных к использованию в сфере игорного бизнеса на территории Беларуси. В основу этого реестра будут заложены международные требования. Если будет использоваться игровой автомат, не соответствующий техническим характеристикам, он просто не будет допущен к эксплуатации. Для установки его в зале игровых автоматов будут заложены международные технические стандарты. Наши стандарты приводятся в соответствие соответствующими органами, поэтому идет модернизация.
 
По состоянию на начало года у нас уменьшилось число субъектов игрового бизнеса по сравнению с прошлым годом, но незначительно. Ввиду того что изменились условия лицензирования, люди начали предпринимать какие-то конкретные меры – либо начали объединяться, либо решили отказаться от этого бизнеса из-за убыточности. По состоянию на 1 января 2011 года лицензии имеют 205 субъектов, но фактически осуществляли деятельность в 2010 году только 140: право заниматься игорным бизнесом у субъекта есть, но он фактически его не использовал.
 
Почему не использовал?

Во-первых, до 1 января 2011 года игорную деятельность вправе были осуществлять и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя. У нас менее 10 индивидуальных предпринимателей имеют лицензии. Они должны знать, что с 1 марта 2011 года только белорусские юридические лица могут осуществлять подобную деятельность. Если иностранная организация захочет осуществлять деятельность, она должна создать белорусское предприятие и таким образом получить лицензию у нас.
 
Руководитель компании или его заместитель должны иметь определенную квалификацию в этом бизнесе. В эту сферу должны приходить опытные люди, которые имеют доверие у игроков. Не секрет, что большинство удачных игроков знакомы с владельцами игорных заведений. Своего рода авторитет игорного заведения он тоже заслуживает.
 
У нас изменились требования также в связи с тем, что был принят ряд ограничений у наших ближайших соседей. В России было создано четыре игровых зоны, в Украине запретили осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса. Мы боялись, что в связи с этим игроки и субъекты, которые осуществляли деятельность, придут к нам. Для того чтобы каким-то образом обезопасить себя, было принято решение, что должны быть только белорусские, отечественные игорные заведения. Была введена шкала стажа: если раньше для получения лицензии необходимо было наличие трехлетнего стажа, то сейчас нужен семилетний стаж. Тем самым мы закрепили на рынке своих отечественных потенциальных владельцев игорных заведений.
 
Известна ли реакция участников этого бизнеса?

В связи с тем что ужесточились лицензионные требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии на право осуществления игорного бизнеса, мы ожидали резкого сокращения игроков этого рынка. Но такого на сегодняшний момент нет. Нам не подано ни одного заявления о том, что субъект сдает лицензию, прекращает свою деятельность. Наоборот, с 1 января 2011 года идет полным ходом работа по лицензированию деятельности, и мы видим, что субъекты добавляют свои какие-то составляющие. Допустим, если ранее у него было только содержание зала игровых автоматов, то сейчас еще параллельно добавляется содержание букмекерской конторы. И это происходит несмотря на то, что ставки изменились, а по отдельным моментам они даже выросли. Это говорит о том, что субъекты идут навстречу государству, относятся к этому с пониманием, принимают условия работы. То есть они прекрасно понимают, что игорный бизнес – это прибыльное дело. Но проблема в том, что в настоящий момент у нас нет отчетности и учета доходов игорных заведений. Мы просто знаем поступления в бюджет. Но ставки налога большие, и для того чтобы каким-то образом повлиять на снижение этих ставок, мы уйдем от налогообложения объектов, т.е. игрового оборудования, к налогообложению доходов, которые получают. Соответственно, ставки от этого будут уменьшены.
 
Ведется ли обратная связь с теми, кто работает в игорном бизнесе? Встречаетесь на круглых столах, обсуждаете что-то?

Во время разработки концепции приглашались субъекты-игорщики, которые вносили свои предложения. Сами производители игрового оборудования, игорные заведения, которые его используют, заинтересованы, чтобы были созданы нормальные условия, нормативно-правовая база, которая предоставит им возможность работать на международном уровне.
 
Вполне возможно, что какие-то пункты из концепции до полного внедрения уберутся, или что-то добавится?

Да, концепция – это как программа, основное направление. Никто же не знает, что будет через год. Но основные направления мы положили на бумагу. Еще же никто не сказал, что первый вариант, т.е. создание крупного игорного заведения, похоронен, так? Работа идет полным ходом. Инвесторы есть, и они готовы пойти на уступки государству в обмен на какие-то свои условия. То есть две стороны в договоре – инвестор и государство, и им это очень интересно.


Адрес источника: news.tut.by
Просмотрено: 418 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости


КТО СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ:

XaTaB, Google [Bot], Yahoo [Bot], Bing [Bot], AhrefsBot, Yandex [Bot], Yandex [Metrika], otrok