Годовщина

Публикации экспертов РАРИБ
07.07.2010

Не являясь ни пропагандистом, ни противником игорной деятельности и наблюдая за развитием отрасли со дня её рождения в СССР в 1988г., приходится констатировать, что политическая целесообразность одержала победу над экономикой и здравым смыслом.

В течение последних 7-8 лет активно пропагандировалось средствами массовой информации, что игорная деятельность представляет собой угрозу здоровью российских граждан. В отсутствие официальной государственной статистики разными госчиновниками, депутатами, различными экспертами озвучивались цифры патологически зависимых от азартных игр в количестве сотен тысяч человек. Этот мотив являлся основным поводом жесткого ограничения игорной деятельности в Российской Федерации. Он перевесил все разумные доводы и предложения по регулированию этой сферы деятельности. Другой мотив осуществления каких-либо запретов – соотнесение этих запретов с моралью. Здесь интересно было бы получить ответ на вопросы: «А, собственно, какая у нас мораль? Какое у нас понимание источника морали и содержание морального идеала?» Чтобы постараться ответить на эти вопросы необходимо попытаться сформулировать понятие морали.

В философском понимании мораль – совокупность регуляторов должного поведения, через которые человек проявляет себя, как разумное, самосознательное и свободное существо. Представления о морали формируются в процессе осмысления правильного поведения, основанного на идеальном понятии долга. По пониманию источника морали различаются концепции: а) «натуралистические» - выводящие мораль из природы человека, представляющие мораль, как момент развития природных (биологических) закономерностей; б) «социологические» - трактующие мораль, как разновидность дисциплинарной установки; в) «антропологические» - выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль, как неотъемлемое качество; г) «супранатуралистические» -выводящие мораль из некоторого трансцендетного источника (религиозная философия).

По интерпретации идеала различаются учения: а) «гедонистические» - согласно которым высшей ценностью и целью человека является наслаждение; б) «утилитаристические» - или прагматические (марксизм), согласно которым морально ценным является то, что приносит пользу человеку; в) «перфекционистические» - согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу; г) «гуманистические» - согласно которым высшей нравственной ценностью является человек и обязанностью каждого является содействие благу другого человека.

По вопросу об отношении морали к системе социальных отношений имеются две основные точки зрения:

  1. Мораль представляет собой разновидность социальных отношений и обусловлена базовыми (экономическими) общественными отношениями.
  2. Мораль непосредственно не зависит от социальных отношений и она предзадана социальности.

Такие подходы связаны с двойственной природой морали, с одной стороны – это комплекс принципов (заповедей), в основе которого лежит отвлеченный идеал, а с другой стороны – это практические ценности и требования, посредством которых этот идеал осознаётся и включается в регулирование действительных отношений людей. Поэтому идеалы, высшие ценности воспринимаются и осмысливаются различными социальными субъектами сообразно их социальным интересам.

Любые по содержанию отношения – экономические, политические, правовые – могут быть подвергнуты моральной оценки, как нравственные и безнравственные, в зависимости опять же от ценностных ориентаций человека, высказывающего своё мнение.

В утилитаризме считается, например, нравственным, если соблюдаются «правила игры». В политике будто бы всё оправдывает успех в борьбе за власть. Фактически, в этих примерах критерием нравственности общественных отношений выступают экономическая эффективность и политическая целесообразность, т.е. критерии вне моральные, но выражающие идеологию и психологию индивидуального или, чаще, группового эгоизма.

Таким образом, любое общественное отношение имеет также характер положительного или отрицательного, с точки зрения морали или нравственных отношений.

Из высказанного можно сделать несколько выводов:

  1. В нашей стране до настоящего времени не сформирован на государственном уровне некий моральный кодекс – свод нравственных законов, приведённых в единую согласованную систему, совокупность нравственных норм и принципов, рекомендуемая индивидам и требующая сознательного отношения, сумма конкретных представлений о должном и допустимом поведении.
  2. Не выбраны философские категории, определяющие понятие морали.
  3. Ссылка на нравственность без решения п.1 и п.2 всегда будет носить дуалистический, субъективистский характер.

Со стороны нашего государства кроме формального запрета игорной деятельности и отсутствия возможности искоренить подпольный игорный бизнес, не сделано ничего, чтобы защитить граждан от игромании. Если государство считает игорную деятельность безнравственной и аморальной, то её надо вообще запретить. А так получается, что вообще –то эта деятельность на территории страны аморальна, но на территории игорных зон нравственна. А что будет делать проигравшийся «в пух и прах» в такой зоне игроман, как он вернётся домой, кто ему поможет, что с ним будет – никого похоже это не интересует. В США на помощь проблемным игрокам выделяется в год 100 млн. долларов США, причём 30 млн. долларов США за счёт государства, по заявлению родственников судом накладывается запрет на посещение игорных заведений проблемными игроками. Но чтобы осуществить такую меру, необходимо иметь возможность осуществлять контроль за её исполнением, т.е. создать действенную, фактически работающую систему государственного надзора и контроля. Такой подход к проблеме можно назвать нравственным. Здесь также уместно отметить, что, например, во всех европейских странах, за исключением Княжеств Лихтенштейна и Монако и Республики Кипр, игровая деятельность разрешена.

Уровень развития медицины, а также религиозности в таких странах, как Германия, Италия, Великобритания, и др. Не ниже, чем в Российской Федерации. И вряд ли правительства европейских стран решили уморить своих граждан игроманией.

Последний мотив жесткого ограничения игорной деятельности – защита малоимущих граждан, детей, пенсионеров. Здесь следует отметить, что в отсутствие какого-либо воспитания, информирования и осознанности действий самих граждан государство пытается взять функции защиты граждан на себя путём введения запретительных законодательных норм. К сожалению, весь опыт решения проблем на законодательном уровне без создания соответствующей системы реализации законов не эффективен не только в сфере игорной деятельности. Важно также представлять в деталях специфику и особенности сферы, которую предполагается регулировать.

Регулирование игорной деятельности на уровне государства является необходимостью и соответствует имеющемуся опыту всех стран, разрешивших на своей территории азартные игры. Основой такого регулирования является:

- создание правовой базы функционирования отрасли, с учётом всех её особенностей;

- создание специального уполномоченного органа, например, Национальной комиссии (Комитета) по играм.

Избежать некоторых возможных негативных последствий организации и проведения азартных игр возможно при полноценном, квалифицированном функционировании надзорной государственной системы, в рамках полномочий специального органа. Такой опыт нами изучен и обобщен, но не востребован.

В странах, где такая система функционирует, не возникает неразрешимых противоречий между игорной деятельностью, государством и обществом. При этом, государства получают значительные налоги, создаются рабочие места, а желающим гражданам есть, где провести свободное время и потратить деньги.

При правильном подходе игорная деятельность позволяет перераспределять доходы богатых бедным, а также превращать наличные деньги в безналичные.

К сожалению, наше государство полностью не справившись с организацией действенной системы надзора и контроля приняло самое экономически не эффективное решение – ограничить игорную деятельность пустынями игорных зон. Вспоминаются слова «Интернационала» о разрушении до основания старого мира и строительстве нового мира.

Результаты реализации закона о запрете азартных игр вне игорных зон

1. Достижение поставленных целей

Принятие закона автоматически не может вылечить в одночасье граждан с патологическим влечением к азартным играм, особенно, если государственные органы, призванные этот закон реализовывать, не могут справиться с нелегальным игорным бизнесом. Наличие последнего усугубляет ситуацию с игроманией, поскольку государство не может ни регулировать бизнес, ни защитить граждан. Одновременно, ни о какой нравственности говорить не приходится, поскольку возникает недоверие к государству и увеличивается коррупционная составляющая.

Открытие залов игровых автоматов с выплатой денежных выигрышей под эгидой лотереи ничего общего не имеет с защитой малоимущих граждан, детей и пенсионеров, поскольку вход в эти залы никак не ограничен ни на законодательном уровне, ни фактически.

Много говорилось об участии криминальных структур в игорной деятельности до принятия закона. Появление подпольного игорного бизнеса не осуществляется законопослушными гражданами и является уголовным преступлением.

Как результат, легальная игорная деятельность замещена нелегальным игорным бизнесом. Значит, нелегальный игорный бизнес может быть вытеснен только легальной игорной деятельностью.

К единственному достижению можно отнести факт сокращения игорных заведений и сокращения количества граждан, посещающих игорные заведения, в особенности казино, а также налоговых поступлений и рабочих мест.

 2. Убытки в период кризиса

Поступление налога на игорный бизнес стабильно росло с 2000 по 2006г. с 500 млн. рублей до 31,5 млрд. рублей. После принятия закона стало снижаться.

Такого роста налогов не было ни в одной отрасли хозяйства. Призыв Президента увеличить в 2 раза ВВП за десять лет был выполнен отраслью за 3 года.

Общая сумма налогов, получаемая от отрасли в год, вместе с налогом на игорный бизнес достигла 55-60 млрд. рублей в год.

В отрасли было создано около 500 тысяч рабочих мест.

Из 408 тысяч установленных игровых автоматов с выплатой денежных выигрышей - 80% было произведено в РФ, также осуществлялся их экспорт в другие страны.

Государство имело возможность в 2-2,5 раза увеличить налог на игорный бизнес и общая сумма поступлений была бы более 100 млрд. рублей в год.

После закрытия игорных заведений около 80% созданных рабочих мест просто перестало существовать.

В игорной отрасли работал квалифицированный персонал, средний возраст которого составлял около 26 лет. Многие из них нашли рабочие места, но за счёт менее квалифицированных и более возрастных работников. Общая сумма рабочих мест всё равно стала меньше, независимо от перемещений в оставшейся численности. И всё это произошло перед кризисом.

В обосновании к законопроекту «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ» указывалось, что никаких государственных средств на реализацию законопроекта не потребуется.

Ряд регионов вынужден вкладывать средства из своих бюджетов, чтобы хоть как-то продвинуть проекты создания игорных зон и это действительно необходимо. Правда, доходами это не назовёшь.

Потрачено более 700 млн. рублей на проведение проверок по борьбе с подпольным игорным бизнесом.

Результаты показывают слабую эффективность этих расходов.

К примеру, в Китае, где запрещена игорная деятельность, было проведено 382 тыс. проверок и изъято в бюджет 254 млн. долларов США (7 920 млн. рублей).

Стоит тратить средства на проверки, чтобы в таких объёмах пополнять гос.бюджет!

Следует подчеркнуть, что независимо от вероисповедания и разного государственного устройства ни одна юрисдикция не смогла справиться с подпольным игорным бизнесом. В США оборот такого бизнеса составляет около 380 млрд. долларов США в год и равен трети легального оборота. В Турции и в Израиле, где азартные игры запрещены имеются нелегальные казино и оборот их весьма значителен. По некоторым данным в Китае насчитывается около миллиона запрещённых игровых автоматов с выплатой денежных выигрышей.

Обобщая этот отрицательный опыт, трудно рассчитывать, что с учётом некоторой тяги наших правоохранительных органов к внеконтрактным взаиморасчётам, нам удастся победить нелегальный игорный бизнес. 

В целом, ограничение игорной деятельности принесло убытки, а декларируемые цели в полной мере не достигнуты.

3. Перспективы

Все понимают, что создание игорных зон является недостижимой мечтой.

В основе этой идеи отсутствует какое-либо внятное экономическое обоснование

Строительство быстровозводимого здания казино в «Азов-Сити» и начало его эксплуатации не прибавляет оптимизма.

В особенности, в сравнении с закрытыми казино, которые не уступали лучшим зарубежным.

Т.е. выполнить закон не представляется возможным. Не выполняется закон в части запрещения азартных игр в средствах связи и телекоммуникациях. Вопреки здравому смыслу закон позволяет игорным заведениям самим устанавливать правила азартных игр, что является нонсенсом. Подлежат регулированию всего три основных параметра игорных заведений – площадь, количество установленного игрового оборудования и  чистые активы в несколько раз превышающие минимальные активы банков.

В ряде СМИ было заявлено о саботаже исполнения закона со стороны предпринимателей в сфере игорной деятельности.

Во-первых, они «не рабы лампы»  и не приговорены пожизненно заниматься этой деятельностью.

Во-вторых, помимо них, в этих проектах никто не изъявляет желания принимать участие ни в нашей стране, ни за рубежом.

В-третьих, невыгодность инвестиций на предлагаемых условиях очевидна (отсутствие всякой инфраструктуры, отсутствие внятной концепции зон, аренда земли на 10 лет, удалённость от возможных участников азартных игр, наличие неудобств и отсутствие мотивации посещения зон при наличии функционирования подпольного игорного бизнеса, отсутствие возможных зарубежных клиентов из-за необходимости получения виз, сложности перемещения денежных средств через границу, увеличение стоимости строительства, в связи с обременениями по созданию коммуникаций, отсутствие льгот, защиты инвестиций и т.п.).

Передача ответственности за создание игорных зон на уровень субъектов Федерации не предрекают успеха их реализации. Достаточно вспомнить, что сравнимые по масштабности проекты Олимпийских игр курируют два Вице-премьера и контролирует лично Председатель Правительства РФ, а «Сколково» возглавляет Президент РФ. Такой уровень внимания к проектам может обеспечить их успешность. Для обеспечения условий для прихода инвесторов государство должно выполнить взятые на себя обязательства по ликвидации нелегального игорного бизнеса. Никакой инвестор этого сделать не может.

В общем, необходимо принимать какие-то решения, чтобы рассчитывать на какие-либо перспективы.

4. Возможные варианты

Вариантов в настоящее время никаких нет, поскольку на высшем уровне они не рассматриваются. Правда, нашим негативным опытом воспользовалась Украина, рассматривая вопрос о возобновлении игорной деятельности на условиях, предлагаемых нашему Правительству Российским союзом предпринимательства и промышленности (РСПП):

- разрешить организацию и проведение азартных игр на территории гостиниц;

- приобретать лицензию за 5 млн. долларов США и т.п.

1. Принципиально необходимо, если не отказываться от принципа создания игорных зон, изменить частично их местонахождения, чтобы их расположение было привлекательным для инвесторов.

Можно принцип зонирования сохранить, только обозначить месторасположения игорных заведений, например, в гостиницах, тем самым создать зону распространения игорной деятельности на территории гостиничного хозяйства. Таким образом, заставить предпринимателей вкладывать средства в строительство гостиниц.

2. Учредить специальный гос. орган, уполномоченный осуществлять все функции по выдаче всех необходимых разрешений, по контролю за игорной и лотерейной деятельностью.

3. Ввести госмонополию или что-либо иное, в зависимости от желания заказчика.

В общем, все это известно и опробировано в 180 странах мира из 220 известных.

Не многие могут похвастаться фразами, оставшимися в истории, и здесь уместно вспомнить г-на Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда!».

А жаль, 20 лет прошли напрасно. В тоталитарном СССР игорную деятельность разрешили, а в демократической Российской Федерации так ограничили, что законодательно аж запретили.

А фактически!?

Обидно, что ни указания Президента РФ, ни Председателя Правительства РФ никто не спешит исполнять. Как бы игорной деятельности нет, зато подпольный игорный бизнес есть. Хорошо бы его закрыли, зоны бы открыли, закон бы выполнили. Мы все должны всё это сделать. А кто хоть что-то должен нам?

P.S. Не хочется завершить в миноре. История развития азартных игр, насчитывающая несколько тысячелетий, знает периоды запрета азартных игр. Но проходило время и всё возвращалось на круги своя. Знание истории успокаивает и вселяет надежду на позитивные изменения. Дай Бог, чтобы мы до этого дожили!!!

Слободкин Д.Я.

 

 

 

 



Просмотрено: 1757 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости