slotsoft.one
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
vsesystemy.comhttps://ces777.ru/slot-soft.rudominator.bizwww.bestchange.rucкачать 1xBet на Андроидzabava.one
rarib.ru
rarib.ru

Исторические заметки об азартных играх в России

Публикации экспертов РАРИБ
17.08.2010

«История изучает ошибочные поступки людей» (Филипп Гедалла)

Первые запретительные меры в отношении азартных игр появляются в 1280г., затем они встречаются в церковных наказах XIV-XV в.в. Инициатором этих мер является церковь. Тем не менее азартные игры существуют и пополняются новыми. В конце XVI в. в Россию попадают первые игральные карты и способствуют настоящему развитию азартных игр.

Одновременно появляются и первые указы, ограничивающие азартные игры. В 1551г. Церковно-земским собором принимается сборник постановлений Стоглав, согласно которому наказуемым является как участие в азартных играх, так и присутствие при их проведении. По окончании княжения князя Московского Ивана  IV Грозного и не участия в управлении государством второго Царя России Федора I и супруги царя Ирины Федоровны Годуновой, ставшей Царицей теме азартных игр внимание не уделяется. Четвертый Царь Российский Борис Годунов, фактически правивший с 1587г., первым устанавливает определенную систему регулирования азартных игр для пополнения собственной казны.

            Пятый Царь Российский Федор II Годунов (1605-1605), шестой – Лжедмитрий I (1605-1606), седьмой - Василий IV Шуйский и, наконец, восьмой - Владислав IV (1610-1613) этим вопросом не занимаются, оставляя систему штрафов, установленных Борисом Годуновым.

            Первый Русский Царь из династии Романовых Михаил Федорович, сохраняя систему штрафов, вводит новую систему налогов и откупов за проведение азартных игр, т.е. карты, кости (зернь), шахматы и яичный бой отдаются на откуп местным властям по ставкам, установленным в каждом городе, чети или уезде.

            Для примера, в Нижнем Новгороде ставка откупа выросла в 1617г. с 16 рублей с полтиною до 200 рублей в 1626г., т.е. почти в 12 раз, и держать откуп становится невыгодно. Воеводы не могут заставить откупщиков продолжать работать и эта деятельность замирает.

            В отдельных городах откуп просуществовал до 1667 года.

            Одновременно с этим, в период царствования второго Царя из дома Романовых Алексея Михайловича (1645-1647) Уложением 1649г. нелегальные азартные игры относятся к особо тяжким преступлениям, за которое виновные приговариваются к «отписанию на государя имущества, кнут и урезание ушей», а позже отсечению пальцев и рук.

            Азартные игры на разных властных уровнях осуждают, но не запрещают, поскольку государство исправно продолжает получать прибыль от ввоза игральных карт и откупов.

            В это время первыми русскими «казино» становятся корчмы, торжища и кабаки.

            Таким образом, в XVII веке государство проводит по отношению к азартным играм двойственную политику между запретительными мерами и фискальными интересами. Побеждают фискальные интересы.

            Юные Федор III Алексеевич (1676-1682) и Иван V (1682-1696) и правящая вместо Ивана V царевна Софья Алексеевна регулирование игорной деятельности не занимаются. Во времена их правления игры широко распространяются среди простого народа.

            В высшем свете азартные игры появляются при дворе Петра I Великого (фактическое правление 1689-1725), который их не жалует, но и не запрещает. Запрещена лишь игра на деньги более 1 рубля медью, которая и составляет главное удовольствие картежников.

            В 1696г. Именным Указом Петра I вводятся серьезные запретительные нормы в отношении азартных игр, в особенности, это касается военных, вводятся проверки полицией подозрительных домов, в которых могут вестись азартные игры. Особенно отрицательное отношение к игре простого люда.

            Несмотря на это в XVIII в. возрождается откуп костей и карт.

            Распространение азартных игр приводит к выходу очередного указа Петра I в 1717г., запрещающий игру на деньги в военное время, а также проигрыш амуниции и орудия.

            Следует отметить, что во времена правления Петра I в России появляются первые лотереи, которые всячески пропагандируются среди населения.

            В годы правления Петра II (1727-1730) карточная игра становится официальной придворной забавой. В законодательстве никаких новшеств не появилось.

            При дворе Анны Иоанновны (1730-1740) карты приобретают не только социокультурный статус, но и превращаются в своего рода дипломатию – позволяют засвидетельствовать свое расположение, свести счеты и не вручить взятку.

            Тем не менее, в Указе № 1613 от 23 января 1733 года вводятся различные штрафы за организацию азартных игр.

            Принцесса Анна Леопольдовна (1740-1741), став регентшей, проводит вечера за карточной игрой. Перед игрой и во время игры решаются иногда важные государственные вопросы.

            В годы царствования Елизаветы Петровны (1741-1761) карточные игры становятся постоянным досугом дворянства и становятся культурной традицией этого сословия.

            Указом № 11275 от 16 июня 1761 года было разрешено «употреблять игры в знатных дворянских домах, только не на большие, а на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для провождения времени».

            С этого времени карточные игры разделяются на азартные, в которых выигрыш и проигрыш зависит только от случая и на коммерческие, в которых выигрыш и проигрыш зависит от случая и расчета. Императрица была страстной картежницей.

            Петр III (1761-1762) также любил поиграть в карты. Во время своего царствования успел заменить тюрьму и батоги за организацию и участие в азартных играх на денежные штрафы, при условии игры на большие деньги или в долг.

            В 1761г. сенатским Указом «О запрещении азартных игр и о дозволении играть в дворянских домах для препровождения времени и не на большие суммы в ломбер и прочие тому подобные игры». Так в России появляется классификация игр, которая разделяет их на запрещенные, в которые можно играть во дворцах «ея императорского величества» и разрешенные. В Указе дается перечень азартных игр.

            Екатерина II Великая (1762-1796) сразу решает покончить с азартными играми раз и навсегда, что отражается в Сенатском Указе от 1763г. Сама же императрица играет с истинно царским размахом – на бриллианты. Это время расцвета карточных игр повсеместно. Наказанием для игроков в эти времена является арест в тюрьме, под крепким караулом, но иногда применяются и другие меры.

            Дальнейшая дифференциация азартных развлечений определяется параграфом 67 «Устава благочестия».

            Карточные долги по запрещенным играм объявляются недействительными, а тем, кто одалживает деньги на игру, отказывается в возвращении денег.

            За участие в запрещенных играх вводится строгое наказание – взимается штраф в размере 2-х годовых жалований, деньги в игре конфисковываются, половина этой суммы идет доносчику, четверть – полиции, четверть – на благоустройство больниц и госпиталей, некоторые попадают в тюрьму, некоторые на полосы газет, иностранцев могут высылать из России.

            К середине XVIII века в России появляются первые игорные клубы и четкое разделение горных заведений – для знати и дворянства и для простолюдинов. Это разделение сохранилось до сегодняшнего времени.

            В этот период государство осуществляет попытки участвовать в игорной деятельности и лотереях. Опыт был неудачным и 23 марта 1771 года выходит именной Указ «О запрещении разыгрывания лотерей в России и брать билеты в иностранных лотереях».

            8 апреля 1782г. в «Уставе благочестия» вводится уголовная ответственность для профессиональных игроков, содержателей и посетителей игорных домов, кредиторов и шулеров. Отныне официально признается наличие мошенничества в азартных играх.

            Если ранее был введен перечень запрещенных игр, с этого времени власти понимают, что в стране любой игре может придаваться свойства азартной.

            Запрещая азартные карточные игры в общественных местах Указом Сената от 28 мая 1787 года, разрешается играть, в зависимости от категории трактира, в кегли и на бильярде.

            Карточные игры процветают и при Павле I (1796-1801).

            При Александре I (1801-1825) азартные игры не процветали. Начинается преследование организаторов и участников азартных игр. Указом № 22107 предписывается вести неослабное наблюдение, чтобы не было азартных игр, виновных отсылать к суду, а имена доносить самому Императору.

            11 июня 1801г. выходит Указ против игры, в целях предотвращения разорения целых фамилий.

            Чуть позже принимается Указ «Об истреблении непозволительных карточных игр», запрещающий большинство азартных игр в России.

            Указы ничего не изменили, фактически игра продолжается, как ни в чем не бывало, повсеместно.

            В начале – середине XIX века в России увлечение азартными играми проникает во все слои населения и приобретает невероятные масштабы.

            При Николае I (1825-1855) продолжается политика ужесточения мер против азартных игр на законодательном уровне.

            В 1845 году принимается Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Уголовно наказуемым деянием является участие в запрещенных играх в карты, кости, и т.п., если это осуществляется «вопреки изданных о сем постановлений».  

            Важным событием является Указ Сената от 12 марта 1831года, общество конской скачки получает земельный участок будущего Московского ипподрома. При Александре II (1855-1881) здесь будет разрешен тотализатор. Но линия на уничтожение азартных игр не меняется. Признается, что организуются без надлежащего разрешения публичные лотереи.

            В 1870 году по решению Кассационного Сената № 1791 определяется, что только суд вправе решать вопрос об отнесении игры к разрешенной или запрещенной.

            Это решение принято на основании жалоб граждан на злоупотребление полиции, которая вершит «свой собственный суд» на месте преступления.

            Впервые судебные власти становятся на сторону организаторов азартных игр и игроков.

            В это время в моде рулетка, которая официально конечно же запрещена.

            Азартные игры проводятся в подпольных игорных домах. Попасть в такой игорный дом можно только по рекомендации и по поручительству завсегдатаев. От шулерства никто не застрахован ни заведение, ни игроки. Правильность вращения рулетки зависит только от хозяина.

            Государство формально запрещает азартные игры, но справиться с фактическим их наличием не может.

            В это же время в различных странах Европы в интересах государства и общества игорная деятельность легализуется. Это важнейшее различие в подходе к регулированию игорной деятельности сохраняется и в настоящее время.

            В 1876 году издается «Свод уставов о предупреждении и пресечении пресуплений» Раздел 5, Главы 260-264 непосредственно относятся к запрещенным азартным играм.

            Во времена Александра  II расцветает подпольный игорный бизнес. В подпольных игорных домах процветает мошенничество.

            Во времена правления Николая II (1894-1917) для игорной деятельности настают лучшие времена существования.

            Запрещение или разрешение той или иной игры отнесено к компетенции министра внутренних дел.

            Начинают открываться большие клубы и общественные собрания, в которых проводятся азартные игры.

            Определяются два случая виновности по отношению к запрещенным играм: организация игр вне игорного дома и регулярное проведение азартных игр в собственном доме. Наказание – штрафы или тюремное заключение в зависимости от тяжести содеянного.

            Тем не менее, азартные игры не только не исчезают, но еще больше распространяются, в связи с упрощением получения разрешений на открытие казино, игорных домов, увеселительных заведений. При этом их деятельность видоизменяется в худшую сторону из-за отсутствия надзора и контроля полиции, увеличиваются факты жульничества, незаконно осуществляемой деятельности. Борьба полиции сосредотачивается на борьбе с частными клубами и собраниями, в которых проводятся недорогие коммерческие игры.

            Государство не способное осуществлять контроль и надзор за азартными играми в соответствии с действующим законодательством постепенно приводит игорную деятельность к дезорганизации. Наряду с легальными законопослушными заведениями появляется множество подпольных, где игра ведется не только не по правилам, но шулерски, где игрок ничем не защищен кроме, как понятиями держателей таких заведений.

            Весной 1907 года местные власти получают карт-бланш на начало борьбы с клубами и собраниями, в которых проводятся азартные игры.

            Одновременно, вопрос продолжения проведения коммерческих и азартных игр и деятельности игорного заведения решается путем дачи взяток местным властям.

            В 1908г. начинается борьба с тотализаторами на ипподромах.

            В 1911г. ставки на исход скачек на ипподромах предполагается отнести к азартным играм, которые запрещены, вносится законопроект в Думу о запрете тотализаторов, но после дебатов законопроект не становится законом.

            В 1914г. в России проводится вторая государственная лотерея, развиваются клубы для игры в лото, императорская фабрика достигает пика своей работы по производству игральных карт, наступает лучшее время тотализаторов на ипподромах (оборот Московского ипподрома несоизмеримо больше, чем любого европейского).

            Борьба с ипподромами идет вплоть до 1917 года. Властям удается поднять минимальную ставку до 10 рублей, для защиты низших слоев населения.

            В 1916г. к азартным играм причисляются кегли (Изложение истории государственного регулирования по книге Е.Ковтуна «История правового регулирования азартных игр в России»).

 

Выводы, которые может сделать человек,

внимательно изучивший историю азартных игр в России до 1917 года

 

1. На протяжении 6,5 столетий были выработаны важные правовые нормы регулирования азартных игр. В той или иной форме эти нормы включены в законодательство почти всех стран:

а) Перечень азартных игр, разрешенных на территории страны.

б) Разделение игр на «коммерческие» (дозволенные) и азартные (запрещенные).

в) Разработка различных систем налогообложения от откупа за проведение азартных игр до определения ставок.

г) Порядок действия разрешительной системы на государственном уровне или на уровне местных властей.

д) Определение перечня и параметров заведений, в которых разрешается проведение азартных игр.

е) Организация органов надзора и контроля за исполнением игорными заведениями действующего законодательства.

ж) Порядок осуществления надзора и контроля за азартными играми.

з) Ответственность за нарушение законодательства о проведении азартных игр – штрафы, тюремное заключение.

и) Раздельное функционирование игорных заведений для знати, для всех остальных.

 

2. Двойственное отношение к азартным играм в России на протяжении веков сформировало противоречие между формально действующим законодательством всякими способами запрещающее, ограничивающее азартные игры и действительностью, в которой спокойно они проводятся без особых ограничений.

3. Прослеживается непонимание сути азартных игр, соотношение их полезности и вреда. Азартные игры – изобретение не российское, привнесенное из других стран. В России не изучали организацию и функционирование азартных игр и азартные игры, как коммерческую деятельность. В основном, определялось где проводить азартные игры, сколько за это платить государству и какое наказание нести за нарушение установленных государством законов.

4. Такой подход к азартным играм определял и отношение государства и его органов к надзору и контролю за их проведением. Возникла некая иллюзия, что при проведении азартных игр особо нечего контролировать. Из этого вытекает полная неподготовленность к осуществлению контроля, а вместо контроля единственный регулирующий инструмент и вечная «радость» чиновника – взятка. Ненормальная общественная психология – если, в принципе, не запрещено, то, в принципе, разрешено.

5. Отсутствие какого-либо желания изучать опыт других государств и перенимать лучшее. Постоянная трата времени и средств на разработку и внедрение того, что давно изобретено, проверено опытом и успешно функционирует.

6. Государство старается присвоить себе право все решать за граждан, не считаясь с их правом хоть что-то решать за себя самим.

7. Развиваясь, игорная деятельность требует от государства необходимости серьезной работы по созданию системы государственного регулирования игорной деятельности, состоящей, в первую очередь, из законодательства, охватывающего регулирование совокупности всех параметров игорной деятельности, подлежащих контролю, а также создании уполномоченного государственного органа, обеспечивающего контроль и надзор за исполнение предпринимателями законодательства.

Просчеты в создании законодательства и эффективной системы контроля не позволяют государству справляться со своими функциями в период роста количества игорных заведений.

Слабость контрольных функций государства позволяет активно проявляться негативным сторонам игорной деятельности – повсеместное распространение, нарушение всех разумных норм и правил, появление мошенников и разного рода жуликов, «примазывающихся» к этой деятельности.

Но обладая правом за всех и все решать, государство приходит к самому простому, но самому неверному решению, которое якобы позволит в одночасье решить все проблемы игорной отрасли – ограничить так, чтобы по факту запретить.

Стремление к уничтожению легальной игорной деятельности, вытеснявшей нелегальную, приводит к повсеместному распространению последней. На борьбу с подпольным игорным бизнесом тратятся средства, отвлекаются правоохранительные органы, но самое главное – увеличивается коррупция. Ни одно нелегальное заведение не может функционировать без «прикрытия» правоохранительными органами.

Опыт других стран показывает, что одержать победу над нелегальным игорным бизнесом не удается, в особенности, при наличии коррупции.

Разные государства, разное законодательство, разное вероисповедание, разная правоохранительная система, а результаты очень схожи – наличие нелегального игорного бизнеса. Единственное отличие – разные масштабы распространения. Если государство не способно наладить регулирование легальной игорной деятельности, то оно не способно справиться и с нелегальным игорным бизнесом.

 

Игорная деятельность в России и в Европе. Некоторые замечания

 

            Интересным представляется проанализировать некоторые различия в концептуальном подходе к азартным играм в России и в Европе в последние 150 лет.

            История развития азартных игр в России, в Европе и в мире – это история разрешений и запретов, популяризации азартных игр и гонений на них, периодическое принятие и отмена одних и тех же законодательных норм, а также борьба между экономической прагматичной разумностью, политической целесообразностью и абсолютной властью.

            Чередование запрещений и разрешений азартных игр в России и степень их регулирования зависели лишь от отношения к ним высшей власти. Наличие в России абсолютной власти монарха существенно ограничивало права и свободы граждан, и практически исключало уважение государства к личности. Все это непосредственно отражалось и на неразумном, бессистемном регулировании азартных игр, отсутствии эффективных органов надзора и контроля за организацией и проведением азартных игр. Почти каждый монарх вносил свои поправки в законодательство, отвечающие сиюминутным запросам, но так и оставалось загадкой – каким должен быть долговременный результат и какие стратегические задачи должны быть достигнуты? Какой уже тут концептуальный подход?

            Изменение экономического уклада в Европе, зарождение, становление и развитие капитализма,  изменение государственного и политического устройства ряда европейских стран существенно изменило законодательство, социальную структуру, стали развиваться общественные институты права и свободы граждан, полностью изменился порядок принятия решений в обществе.

            Страны, в которых развивался капитализм, достаточно быстро пришли к органическому равновесию между запретами и разрешениями, экономикой и политикой, а самое главное, определили основные принципы и законодательные нормы, позволяющие функционировать игорным заведениям с максимальной пользой и с минимальными отрицательными последствиями для общества и граждан- жесткое законодательство и действенный контроль за его соблюдением.

            Слабое развитие капитализма в России не позволило в полной мере выработать подобное равновесие в отношении азартных игр. Хотя общие объективные закономерности развития капитализма  позволили разработать достаточно прогрессивное законодательство, регулирующее азартные игры.

            Игорная деятельность является каплей в совокупности системных отношений государства. С одной стороны, она связана с различными уровнями государственных органов – местных и федеральных исполнительных органов, налоговых, надзорных, правоохранительных, судебных и т.п.  С другой стороны, игорные заведения представляют собой организованное круглосуточное «производство», имеющее договорные отношения с разными  отраслями экономики – транспортом, строительством, банками, общественным питанием, розничной и оптовой торговлей и  значительным  количеством  граждан. Поэтому в игорной отрасли легко отследить все экономические, законодательные, общественные и государственные проблемы и особенности государства и страны.

            Принципиальным, основополагающим различием европейской и российской государственных систем является взаимоотношения государства и гражданина. В европейских странах установился приоритет гражданина по отношению к государству, где последнее обслуживает гражданина, в России фактически установился приоритет государства и чиновников, представляющих его интересы, по отношению к гражданину, служащему государству.  Эти различия находят свое отражение и в игорной деятельности.

            В середине XIX века в ряде европейских государств игорные дома не только существуют, но и успешно пополняют местную и государственную казну.

            Правительства этих стран аргументируют легализацию игорной деятельности тем, что «всяк волен распоряжаться своим временем и деньгами по собственному вкусу и разумению», т.е. свободная ответственная личность вправе принимать решения, как распорядиться собой и своими деньгами. Легализация азартных игр с определением мест их проведения упрощает для государства наведение порядка, упреждения преступлений и злоупотреблений.

            В России во все времена только верховная власть знает, как правильно тратить заработанные деньги и что делать в свободное время.

            Ни о какой свободной личности нет и речи. В это время в России происходит усиление запретов и ограничений на азартные игры.

            В конце XIX века в начале XX века в России формируется мнение, что мотивами заключения сделок игр и пари являются необдуманность, легкомыслие, с которыми стороны вступают в такие отношения. В итоге эти отношения бесполезны для государства и общества и удовлетворения каких-либо общественно значимых интересов. Такое отношение к сделкам, основанным на риске, сохраняется в России до сегодняшнего дня, в отличие от диаметрально противоположного подхода в большинстве зарубежных стран.

            В России подобное отношение к сделкам игр и пари в общественном сознании не устанавливает ответственность непосредственно личности перед обществом, родственниками, самим собой за свой выбор, а обосновывает участие в азартных играх некоторыми слабостями личности и неосознанным поведением. Личность абсолютно безответственна и только государство ответственно за личность, поэтому необходимы запреты для защиты и во спасение безответственной личности. Одновременно урезаются права ответственных личностей, которых большинство необходимо подчеркнуть, что в отличие от Европы в России всегда присутствовал широкий слой граждан, живущих за чертой бедности, в большинстве своем, стремящихся поправить свои дела за счет выигрыша, который является основной мотивацией участия в азартных играх. У большинства же благополучных граждан основной мотивацией участия в азартных играх является развлечение, время провождения, отдых и т.п.

            Существенно различается и образовательный уровень этих групп граждан, понимание возможных последствий заключения сделок игр и пари при проведении азартных игр. Поэтому доступность азартных игр при наличии большой доли бедного, малообразованного и незащищенного государственным контролем игорной деятельности населения требует его защиты и приводит к единственному варианту нормализации этой сферы деятельности – к запретительным мерам государства, которое не может справиться со своими обязанностями в отношении граждан, но ни в коем случае к полному запрету азартных игр.

            Существенно отличался подход к законотворчеству и исполнению принимаемых законов. В Европе законы об азартных играх последовательно совершенствовались без революций,  исходя из опыта и здравого смысла. Одновременно, создавалась и совершенствовалась система надзора и контроля. Не формально обозначалось ее наличие, а система контроля и надзора повседневно осуществляла свои функции, что ясно осознавалось организаторами игорных заведений, которые заинтересованы в прозрачности всей системы в целях защиты от нелегального бизнеса, подрывающего доверие к игорной деятельности в глазах клиентов. Одним из важнейших элементов легальной игорной деятельности является доверие участников азартных игр к честности, безопасности, сохранении конфиденциальности и соблюдении законодательства в игорном заведении. Понимание и последовательное развитие всех элементов и параметров игорной отрасли в Европе сделало игорную отрасль легальной частью экономики, приносящей пользу государству и гражданам, и свело отрицательные последствия этой отрасли к допустимому минимуму.

            Следующим важным отличием, которое сводит «на нет» результаты от принятия здравых и правильных законодательных новаций является постоянное наличие и рост коррупции в России, несопоставимый с европейскими странами. Огромная территория России, разделенная на более мелкие территории, управлялась назначенцами из столицы, которые практически становились вершителями судеб. Проверить их деятельность можно было только из столицы, но и в случае проверок коррупционный механизм мог сыграть решающую роль, даже при выявлении нарушений. Размеры европейских стран не давали возможности чиновникам быть столь удаленными от верховных институтов власти, поэтому контроль за их деятельностью был постоянный и более эффективный. Коррупция в России позволяла комфортно существовать нелегальному игорному бизнесу, конкурирующему с легальной игорной деятельностью. Различные послабления игорным заведениям за «мзду» существенно сокращали поступления налогов в казну.

 

Несколько слов о влиянии истории на российскую действительность

 

            Невостребованный положительный исторический опыт развития игорной деятельности в России и в Европе приводит к повторению негативного опыта в современной России.

            Исчезла царская Россия, исчез СССР, а отношение государства к азартным играм практически не изменилось.

            Государство провозглашает защиту граждан от влияния легальных азартных игр и принимает решение разрешить проведение азартных игр только в игорных зонах, фактически запретив легальную игорную деятельность на территории России.

            По опросу ВЦИОМ в 2007 году большинство опрошенных 81,4% считало, что проводимая государством политика в сфере игорной деятельности может привести к переходу легального бизнеса в теневую экономику. По результатам опроса 70 экспертов, представителей экономического сообщества России, ректоров, зав. кафедр, деканов ведущих экономических и финансовых вузов, представителей бизнес-сообществ, 97,1% отметили необходимость государственного регулирования игорной деятельности. В оптимистическом варианте развития событий уверены лишь 15,7% специалистов. Вероятность появления новых коррупционных проявлений после введения системы квотирования прогнозируют 75,7% экспертов (АИ «Альянс Медиа» по материалам «РБК»).

            Остается только удивляться насколько точно результаты опроса определили последствия принятия закона об азартных играх. Государственное регулирование по факту свелось к запрету азартных игр и повсеместному появлению нелегального игорного бизнеса, которого практически до 2006 года не было, т.е. до того момента, когда еще теплилась надежда, что государственное регулирование игорной отрасли будет адекватным, имеющемуся историческому и практическому опыту, накопленному в современной России с 1988 года.

            Нелегальный игорный бизнес по своим масштабам уже сравним с запрещенной легальной игорной деятельностью.

            Его процветание на территории России характеризуется:

- бездеятельностью правоохранительной системы;

- высоким уровнем коррупции;

- усугублением ситуации с игроманией;

- незащищенностью граждан от негативных проявлений игорной деятельности, которая организуется и проводится бесконтрольно со стороны государства;

- безверием в способность государства выполнять им же принятые решения;

- еще большей нереальностью планов по созданию игорных зон, если азартные игры доступны повсеместно;

- потерей доходов госбюджета;

- наличием неконтролируемых государством незаконно полученных денежных средств от проведения азартных игр;

- широким вовлечением организованной преступности;

- абсолютной невозможностью иностранных инвестиций в игорную отрасль России.

 

            Первые два пункта нет необходимости комментировать. Следует только подчеркнуть, что сегодняшняя абсолютно неэффективная деятельность правоохранительных органов по пресечению нелегальных азартных игр требует финансирования из госбюджета, в отсутствие доходов от разрешенной игорной деятельности в игорных зонах.

            Государство не смогло выполнить взятые на себя обязательства по защите здоровья граждан и отдельной группы граждан с патологическим влечением к азартным играм (игроманией). Основная провозглашенная задача нового закона об азартных играх не выполняется.

            Государство могло контролировать легальную игорную деятельность, устанавливая различные требования и ограничения. Защита граждан от нелегального игорного бизнеса – это закрытие подпольных игорных заведений, которые пока процветают.

            Нелегальный игорный бизнес развращает общество, оскорбляет общественную мораль, уничтожает доверия к государству, в особенности, в нашей стране, где наличие общественной морали вызывает сомнение, а доверие к государству лучше вообще не обсуждать.

            Перечисленные выше проблемы, напрямую связанные с нелегальным игорным бизнесом, ставят крест на инвестициях в игорные зоны. В частности, иностранные инвесторы высказывают свои опасения по поводу инвестиций в игорную отрасль России из-за следующих факторов:

- нестабильность законов об азартных играх;

- коррупция;

- отсутствие прозрачного регулирования в игорной деятельности;

- вовлечение в отрасль организованной преступности;

- невыгодность предлагаемых условий вложений в игорные зоны.

            Международные игорные компании подчеркивают возможность потери лицензий в других юрисдикциях, если будут участвовать в игорной деятельности, характеризуемой вышеперечисленными факторами.

            Анализ реализации нового закона об азартных играх показывает, что последствия запретов на игорную деятельность более разрушительны для общества, чем легализация азартных игр. Об этом предупреждали эксперты и специалисты, это доказывает и опыт зарубежных стран и история.

            В результате задачи, поставленные в Федеральном законе об азартных играх, не решены, убытки материальные и моральные очевидны.

Получается, как всегда в России, граждане сами по себе, государство и чиновники сами по себе. Но как в хорошем фарсе, они встречаются в нелегальных игорных заведениях.

Может быть лучше встречаться в легальных?

Альтернативой нелегальному игорному бизнесу может быть только легальная игорная деятельность. Лишь она может вытеснить нелегальную, которой до запретов почти не было.

В 180 странах и 220 известных разрешена так или иначе игорная деятельность.

Во всех этих странах играют только под жестким контролем государства. Если государство справляется со своими обязанностями, то нет необходимости что-либо запрещать и делать вид, что существующие проблемы решены. Обидно, что наше государство не смогло справиться с легальной игорной деятельностью, не может справиться и с нелегальным игорным бизнесом.

Особенно возмутительным является неисполнение поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ – принять меры по закрытию игровых автоматов, маскирующихся  под лотереи. Сегодня в игровых залах, где стоят игровые автоматы, даже перестали утруждать себя лотерейными вывесками. С нелегальными казино дело обстоит не лучше. Они открыты и открываются повсеместно. Неужели правда, история ничему не учит!

 

Заключение

 

            Изучая факты российской истории азартных игр, можно сделать вывод, что история повторяется в худшем варианте.

            Возрождая игорную отрасль в СССР в 1988 году, имелась возможность разработать законодательство, отвечающее всем современным требованиям, избегая допущенных ошибок. Такая попытка была сделана в 1990г. (см статью «Ты помнишь, как все начиналось»), но Постановление Правительства СССР не было выпущено, в связи с известными событиями 1991г. Поступательное развитие законодательства об азартных играх на протяжении ряда лет создавало нормальную правовую базу регулирования азартных игр в современной России, но резкое изменение вектора законодательства полностью уничтожило игорную отрасль и создало новые, не имевшиеся ранее проблемы.

История достаточно убедительно показывает ошибочность такого подхода.

            Исправлять ошибки не стыдно, стыдно их не исправлять. «История изучает ошибочные поступки людей» (Филипп Гедалла). Но почему никто не хочет изучать ошибки истории?

            Историю можно рассматривать, как союз между прошлым, настоящим и будущим. Настоящее и будущее неотвратимо станет историей, но каким оно будет зависит от живущих сегодня. «Даже боги не могут изменить историю» (Агафон), а мы можем изменить будущее, которое станет историей.

            Может быть стоит попробовать?!

            Имеющий уши, да услышит.

 

 

 

Слободкин Д.Я.

 



Просмотрено: 22247 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости