Обзор законодательных инициатив в области регулирования деятельности по организации азартных игр

Публикации экспертов РАРИБ
12.01.2011

Наверное, немногие сферы общественной жизни вызывают такой интерес наших законодателей, как деятельность по организации азартных игр. Законопроекты в этой сфере появляются с завидной регулярностью.

Так, в настоящее время в государственной думе на разных стадиях законодательного процесса находится более 14 законопроектов по внесению изменений в законодательство, регулирующее деятельность по организации азартных игр. Постараемся кратко рассмотреть наиболее интересные из них.

1.          Проект федерального закона № 323006-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Субъект права законодательной инициативы - Член Совета Федерации А.П.Починок

Внесен в государственную думу 03.02.2010

Законопроект ожидает второго чтения.

Законопроект направлен на уточнение правового статуса пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов и предусматривает следующее:

1) определение понятия «пункт приема ставок букмекерской конторы (тотализатора)», под которым понимается специально оборудованное место (помещение), расположенное вне кассы букмекерской конторы (тотализатора), где принимаются ставки пари, выплачиваются выигрыши и организуется предоставление информации о принятых ставках и выплаченных выигрышах по сетям связи или информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе сети «Интернет», в кассу букмекерской конторы (тотализатора);

2) определение требований к содержанию служебной зоны и зоны обслуживания участников азартных игр в пунктах приема ставок букмекерской конторы (тотализатора).

Вероятность принятия законопроекта достаточно высока.

В случае если законопроект будет принят, правоохранительные органы не смогут квалифицировать принятие денежных средств и выплату выигрышей в пунктах приема ставок в качестве нарушения лицензионных правил и условий организаторами азартных игр.

2.          Группа законопроектов, предусматривающая установление ответственности за нарушения в сфере азартных игр.

В этой группе мы объединили ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях. Все они предусматривают административную ответственность для организаторов азартных игр в различных размерах (от 2 000 до 1 000 000 руб.) и во многом сходны. Ниже мы выделим некоторые особенности этих законопроектов.

2.1   Проект федерального закона № 362742-5 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

                Субъект права законодательной инициативы  - Член Совета Федерации М.М.Капура

                Внесен в государственную думу 21.04.2010

                Законопроект ожидает первого чтения.

В законопроекте не учтена легальная возможность осуществления деятельности по организации азартных игр вне игорных зон в букмекерских конторах и тотализаторах.

2.2   Проект федерального закона № 443288-5 «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установления ответственности за нарушение  законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр)».

                Субъект права законодательной инициативы  - Костромская областная Дума

                Внесен в государственную думу 21.10.2010

                Назначен ответственный комитет

2.3   Проект федерального закона № 444150-5 «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установления ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр).

Субъект права законодательной инициативы - Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан

                Внесен в государственную думу 22.10.2010

                Назначен ответственный комитет

Несмотря на достаточно значительные штрафы для организаторов азартных игр - юридических лиц, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без государственной регистрации в качестве юридического лица штраф установлен в размере от 3 000 до 4 000 руб.!

Кроме того, законопроектом предусмотрены административные штрафы за такие деяния, как:

1) нарушение правил представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр;

2) непринятие организатором азартных игр мер по обеспечению личной  безопасности участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения, работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении;

3) допущение организатором азартных игр посещения игорного заведения лицом, не достигшим возраста восемнадцати лет;

4) допуск к осуществлению организации и проведения азартных игр лица, не являющегося работником организатора азартных игр, или прием на работу у организатора азартных игр лица, не достигшего возраста восемнадцати лет;

5) использование организатором азартных игр в игорном заведении игорного оборудования, несоответствующего требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям, или игорного оборудования, не находящегося в его собственности;

6) расположение игорных заведений в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях и постройках, на земельных участках, на которых расположение игорных заведений  запрещено федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а равно систематическое предоставление или содержание указанных объектов и территорий.

2.4   Проект федерального закона № 446240-5 «О внесении изменений в Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установления ответственности за нарушение требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр)

Субъект права законодательной инициативы - Депутаты Государственной Думы И.И.Саввиди, В.Я.Пекарев

                Внесен в государственную думу 27.10.2010

                Назначен ответственный комитет

Законопроект предусматривает сравнительно небольшие штрафы для юридических лиц.

3.          Проект федерального закона № 467224-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Субъект права законодательной инициативы - Член Совета Федерации А.П.Починок

Внесен в государственную думу 07.12.2010

Направлен в профильный комитет

Один их самых обсуждаемых в настоящее время законопроектов, направлен на уточнение понятия «игровой автомат».

Автор законопроекта предполагает, что уточнение данного понятия позволит государству более эффективно бороться с незаконными азартными играми, и предлагает под игровым аппаратом понимать как собственно игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, так и:

  • симуляторы игровых автоматов;
  • лотерейные автоматы и терминалы для приема ставок и выплаты выигрышей стимулирующих, бестиражных, мгновенных лотерей и лотерей;
  • интернет-терминалы с корректируемым по определенному алгоритму или предварительно генерированным объемом трафика;
  • иное оборудование, использующее электронные устройства для определения выигрышных и промежуточных комбинаций и (или) предварительно сгенерированные выигрыши или результаты событий.

Исходя из предложенного автором законопроекта определения игровым аппаратом можно будет признавать практически любой компьютер, на котором установлена какая-нибудь игра, совсем не обязательно азартная. Или, например, калькулятор - чем не электронное устройство для определения промежуточных комбинаций?

Другой вопрос, действительно ли поможет это определение борьбе с незаконными азартными играми? Ведь для квалификации какой-либо деятельности как азартной игры более важно не то, на каком оборудовании эта деятельность осуществляется, а то, присутствуют ли сами признаки азартной игры - ставки, материальный выигрыш, соглашение о выигрыше.

4.          Проект федерального закона № 467253-5 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Субъект права законодательной инициативы - Депутат Государственной Думы И.И.Саввиди

Внесен в государственную думу 07.12.2010

Направлен в профильный комитет

Еще один законопроект господина Саввиди И.И., предусматривающий административный штраф для тех, кто принимает участие в азартных играх за пределами игорных зон (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в размере от 500 до 2 000 руб.

Возникает вопрос, сможет ли государство эффективно контролировать данные правонарушения, и будет ли этот штраф являться сдерживающим фактором для желающих принять участие в незаконных азартных играх.

5.          Проект федерального закона № 472867-5 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"».

Субъект права законодательной инициативы - Член Совета Федерации А.П.Починок

Внесен в государственную думу 15.12.2010

Направлен в профильный комитет

Достаточно интересный законопроект, предполагающий дополнение Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» следующим положением:

«Результат пари, заключаемого в букмекерской конторе или тотализаторе, не может зависеть от события, связанного с действиями организатора азартных игр, его работников, участников азартных игр или возникающего случайным образом в результате использования технического оборудования или программных средств».

Таким образом, законопроект устанавливает ограничения на события, от исхода которых зависит выигрыш в пари, заключаемом в букмекерской конторе и тотализаторе.

С одной стороны, законопроект позволит эффективно бороться с некоторыми игорными залами, а с другой стороны, приведет к невозможности приема ставок букмекерскими конторами на события, записанные на сервере и выбираемые случайным образом.

Таким образом, можно выделить две группы законопроектов, находящихся на разных стадиях законодательного процесса в государственной думе.

Первая группа законопроектов направлена на установление ответственности как за незаконную организацию азартных игр, так и за незаконное участие в них. В различных законопроектах различаются основания возникновения ответственности и размер административных штрафов.

Вторая группа законопроектов связана с изменением, уточнением или конкретизацией положения закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Наиболее интересны (и получили наибольшее освещение в прессе) законопроекты Члена Совета Федерации А.П.Починка.

Юридическая компания «ВЕГАС»

 



Просмотрено: 1431 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости