Итоги пятилетки

Публикации экспертов РАРИБ
18.04.2012

 

«Чем больше в Поднебесной запретов,

тем народ становится беднее»

Лао-дзы

 

Итоги пятилетки


Исполнилось 5 лет со дня принятия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Если законодательная и исполнительная власть даже и предполагали, что от принятия закона будет положительный эффект, то по прошествии пятилетки стало всем абсолютно ясно, что никаких результатов, кроме отрицательных, ни государство, ни граждане не получили.

Как государство успешно не справлялось с регулированием функционирующей на территории страны игорной деятельности, так оно успешно не справилось и с повсеместным ее запретом и с реализацией своей, казалось перспективной идеи создания игорных зон, видимо навеянной американскими фильмами о Лас-Вегасе.

Вообще, государству должно быть понятно, что организация каких-либо зон, кроме вполне известных, не удается. Так канули в Лету особые экономические зоны, туристические зоны и практически за пятилетку так и не появились игорные зоны. Сколько же еще нужно входить в воду, чтобы понять, что она мокрая. Последнее же изобретение, уже заметьте, не зон, а туристического кластера на Северном Кавказе независимо от смены названия ничего кроме удивления не вызывает. Достаточно послушать и посмотреть новости, чтобы понять, что туристы не поедут отдыхать туда, где чуть ли не каждый день проводятся контртеррористические операции. С начала 2011 года в этих регионах убито 200 полицейских и военнослужащих и 800 серьезно пострадали, почти у каждого жителя есть оружие и совершается 90% всех террористических актов в стране.

Но вернемся к подведению итогов пятилетки в игорной отрасли.

В общем и целом ничего неожиданного не произошло. Все полученные результаты были обозначены в материалах, которые я готовил для РСПП (Российский Союз Предпринимателей и Промышленников) в 2007 году для представления в Минфин г-ну Кудрину А.Л. Сегодня, я думаю, лучше бы я ошибся и все бы получилось, как было предусмотрено законом. Но мечты - самый дешевый способ исполнения желаний.            Созданная почти за два десятилетия отрасль без единого рубля государственных средств, была в одночасье закрыта. В результате закрытия всех игорных заведений страна и граждане лишились:

1. Возможности проводить свой досуг в легальных игорных заведениях и права тратить свои деньги по своему собственному усмотрению.

2. Прямых налоговых поступлений от игорного бизнеса в виде налога на игорный бизнес в общей сумме 32 млрд. рублей в год и других налогов на сумму около 15 млрд. рублей в год.

3. Более 500.000 созданных в отрасли рабочих мест.

4. Дополнительных концертных площадок в казино и налогов от концертной деятельности.

5. Всех предприятий по производству игровой техники и расходных материалов для игровой деятельности, части предприятий общественного питания в казино и залах игровых автоматов.

6. Ежегодной международной выставки в Москве, одной из крупнейших в мире по числу участников.

7. Созданных учебных заведений, готовящих специалистов для отрасли.

8. Налоговых поступлений от предприятий, обслуживающих игорную отрасль (строительных, транспортных, поставляющих продукты и напитки, банков).

 

 Приобрели:

1. Еще более бесконтрольное распространение теперь уже нелегальных подпольных игорных заведений, которых до вступления в силу нового закона об азартных играх практически не было.

2. Увеличение количества неучтенных нелегальных денежных средств, получаемых от нелегального игорного бизнеса.

3. Увеличение коррупции и взяточничества в правоохранительных органах.

4. Понимание, что государство никак не может справиться с нелегальным игорным бизнесом даже репрессивными методами.

5. Сокращение количества играющих граждан.

6. Перенос своей деятельности отечественными компаниями, специализирующимися на игорной деятельности, за рубеж.

7. Территории игорных зон и два казино в «Азов-Сити» в быстровозводимых сооружениях и перенос игорной зоны «Азов-Сити» под Анапу, закрытие игорной зоны в Ростовской области.

8. Дополнительные расходы из бюджета на проведение борьбы с нелегальным игорным бизнесом в размере не менее 1,5 млрд. рублей (проверки, закрытие игорных заведений, изъятие, хранение и утилизация оборудования).

9. Внесение изменений в Уголовный кодекс, регламентирующих наказание за организацию нелегальных игорных заведений.

10. Отток иностранных инвестиций, вложенных в развитие игорной отрасли.

11. Возможность гражданам посещать нелегальные игорные заведения по всей стране.

12. Отказ от вложений в игорные зоны в связи с нестабильностью российского законодательства и отсутствия гарантий.

 

Сопоставляя как потери, так и приобретения, трудно констатировать положительный эффект от принятия и последующего действия закона об азартных играх.

Уничтожить нелегальный игорный бизнес может только легальная игорная деятельность или возможно репрессивное законодательство вплоть до пожизненного заключения. Своими решениями по запрету легальной игорной деятельности государство создало возможность появления подпольного игорного бизнеса, поскольку спрос на азартные игры сохранился, а возможность в них участвовать была запрещена.

Поэтому, если сейчас, исправляя ситуацию, разрешить в крупных городах или рядом с ними  открыть ограниченное количество казино, с подпольными игорными заведениями еще придется побороться, но победить их будет значительно легче.

Никто за свои деньги не хочет прятаться по подвалам и организовывать себе встречи с группами захвата, если можно обойтись без этого и пойти в легальное казино.

Те, кто подпольные игорные заведения открывает, почувствовали вкус якобы бесконтрольных денег, также почувствовали вкус денег и те, кто крышует якобы бесконтрольные нелегальные игорные заведения вместо того, чтобы их уничтожать.

Трудно расставаться с деньгами, особенно, если сам должен уничтожить источник их получения. Вполне понятно, что нелегальный игорный бизнес значительно опасней жестко контролируемой легальной игорной деятельности, которую невозможно создать в отведенных в настоящее время зонах.

Здравый смысл подсказывает, что требуется изменить сегодняшнюю ситуацию, необходимо изменить действующее законодательство об азартных играх, разрешив азартные игры не в пустынных районах страны, а там, где граждане могут проводить досуг, не затрачивая средств и времени на перелеты, оплату гостиниц и тому подобных услуг, чтобы добраться до казино. Надо признать, что есть у нас в стране несколько миллионов человек, которые любят играть в карты или рулетку больше, чем ходить в театры, на концерты или участвовать в митингах. Только почему они должны прятаться, изворачиваться, тратя свои деньги, чтобы поиграть в покер, блэк-джек или рулетку. В конце концов это их выбор, выбор свободных граждан и мы видим, что несмотря на запреты им удается свой выбор осуществлять.

Почему у нас выбирается какой-то свой путь, представляющий собой суррогат зарубежного американо-европейского опыта?

Но если не можем сами достойным образом отрегулировать игорную деятельность, то почему не взять самый передовой опыт зарубежных стран, тем более, что он известен и не представляет никакого секрета.

Будем надеяться, что Президенту вновь надоест такая ситуация с игорной деятельностью и он ударит кулаком и внесет новый закон об азартных играх. Только бы этот закон не содержал бы всего лишь одну норму - запретить игорную деятельность везде и навсегда.

Пусть прошедшая пятилетка будет экспериментальной, а в новой - в стране появится игорная деятельность на более качественном уровне.

До чего же живучая эта дама - надежда, почему она никак не умирает?

Чтобы изменить ситуацию недостаточно надежды, необходима политическая воля руководства страны.

В общем, надежда не умирает, будущее покажет, а жизнь идет.

Куда она нас приведет в будущей пятилетке?

Пока этот вопрос остается открытым. А жаль!

 

Д. Слободкин

 



Просмотрено: 1587 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости