«Игры» в лотерею

Публикации экспертов РАРИБ
18.04.2012

 

                                                                                      « Есть игры ради процесса,

                                                                                         а есть ради результата»

 

«Игры» в лотерею

 

            Неоднократно на разных уровнях отмечалось негативное отношение, как государства к азартным играм, якобы провоцирующим игроманию, так и определенных кругов общественности.

            Но что такое азартная игра по сравнению с азартом отобрать или перераспределить в свою пользу целую отрасль, денежные потоки, предприятия или всё, что угодно материально привлекательное. Удовольствие от приобретательства, власти, силы и унижения более слабых во многом не менее поглощающие чувства, чем тяга к азартным играм. Это удовольствие тоже азарт, но более опасный для окружающих, поскольку не является личным делом игрока, а затрагивает многих людей, перекраивает законодательство, изменяет физиономию общества и общественных отношений.

            А какое это имеет отношение к лотереи?

Самое непосредственное, поскольку прозвучала идея по переделу лотерейного рынка в пользу государства и отдельных коммерсантов, ставших операторами гослотерей. Очередная идея максимально «задушить» азартные игры, закрыв негосударственные лотереи, изложена в письме Председателя Правления Сбербанка РФ в Минэкономразвития и оформлена законопроектом депутатов ГД РФ от ЛДПР И.В.Лебедевым, М.С.Рохмистровым, С.В.Ивановым.

            Закрыть все негосударственные лотереи, оставив только государственные не целесообразно, поскольку:

- государство вообще не умеет организовывать эту деятельность с выгодой для себя и для общества;

- операторы гослотерей получают от гослотереи доходов больше, чем государство;

- операторы всероссийских гослотерей не имеют своих собственных технологических комплексов с программным обеспечением проведения лотерей в режиме реального времени;

- отсутствует эффективный контроль и надзор за гослотереями.

Собственно, обо всём этом настоящая статья.

            На протяжении длительного времени наблюдаются судорожные действия по внесению изменений в действующее лотерейное законодательство. Начало этому процессу было положено после ограничения игорной деятельности на территории РФ.

            Закон об азартных играх был принят без учёта последствий его реализации. До настоящего времени отсутствуют нормативные документы, определяющие, что из себя представляют игорное и лотерейное оборудование, а также законодательные акты, регулирующие оборот этого оборудования.

            Неурегулированность этих проблем привела к необходимости внесения изменений в закон о лотереях в целях ограничения применения суррогатных лотерейных технологий.

            Неразбериха возникла и с реализацией принятого закона об азартных играх, поскольку не было до конца определено кто же должен осуществлять контроль за его исполнением и бороться с подпольным игорным бизнесом - МВД, Прокуратура, ФСБ, региональные власти, принявшие собственные законы об азартных играх. Именно, поэтому более менее эффективные действия, направленные на борьбу с подпольным игорным бизнесом, начались через 1,5 года с даты окончательного запрета функционирования игорных заведений вне игорных зон и внесения дополнительных изменений в законодательство, включая Уголовный Кодекс РФ. Но даже все уже принятые меры не гарантируют, что в ближайшее или обозримое будущее подпольный игорный бизнес будет полностью ликвидирован.

            Очевидно, что выявленная коррупция среди правоохранительных органов Подмосковья, крышевавших подпольный игорный бизнес - это только эпизод в аналогичных коррупционных схемах по всей стране и некачественное решение по ограничению игорной деятельности привело к большим и непонятно когда решаемым проблемам.

            Поэтому, руководствуясь опытом передовых стран в сфере развития азартных игр, важно прийти к выводу, что подпольный игорный бизнес невозможно ликвидировать только карательными мерами, особенно, если принять во внимание «крышевание» подпольных игорных заведений правоохранительными органами. Самым эффективным способом борьбы с нелегальным, подпольным игорным бизнесом является разрешение жёстко контролируемой со стороны государства игорной деятельности.

            Но следует констатировать, что в нашей стране отсутствует системный подход к регулированию, надзору и контролю всех азартных игр, включая лотереи.

Надо полагать, что в рамках борьбы с азартными играми, суррогатными лотерейными технологиями, некой тенденцией запретов и монополизацией отдельных видов хозяйственной деятельности появилась идея закрыть все успешно действующие негосударственные лотереи и оставить только не очень успешно действующие государственные. Заодно эта идея позволит освободить Минфин и ФНС от сложностей, связанных с регулированием, надзором и контролем за многочисленными организаторами и частными компаниями - операторами лотерей и предоставит возможность получать доходы от лотерей только операторам, назначенным государством.

Несовершенство законодательства по организации тендеров на право стать оператором гослотереи увеличивает коррупционную составляющую. Как могут выигрывать тендер на проведение гослотерей компании, не имеющие ни собственных технологий, ни программного обеспечения для проведения лотерей в режиме реального времени, ни опыта проведения лотерей? При этом, компании специально создаются для заведомой победы в конкурсе на получение статуса оператора гослотереи, затем их учредители продают долю своего участия в этих компаниях другим компаниям, которые реально начинают заниматься проектом. Так дело обстояло во всех проектах всероссийских государственных лотерей в режиме реального времени. При такой организации гослотерей трудно ожидать хороших результатов.

            В настоящее время основой регулирования лотерей и азартных игр являются бюрократические методы - выдача разрешений, размеры площадей и количество оборудования для игорных заведений, типы лотерей, защита лотерейных билетов, периодичность розыгрыша лотерей и т.п., а не контроль финансовых показателей и регламентация качественных и технических характеристик этих видов деятельности.

            Вопросов по организации и проведению лотерей в РФ больше, чем ответов.

Можно перечислить некоторые из них:

- низкий уровень развития лотерейной деятельности;

- несовершенное законодательство;

- отсутствие эффективного надзора, контроля и статистических данных показателей лотерейной деятельности;

- выдача разрешений на организацию и проведение лотерей всем подряд, без учета наличия специалистов и опыта работы;

- отсутствие системы подготовки кадров для лотерей;

- создание конкуренции между всероссийскими государственными лотереями в режиме реального времени и различный подход к уровню отчислений государству;

- участие уполномоченного органа в проведении государственных лотерей в режиме реального времени, как организатора лотерей;

- стремление запретить все негосударственные лотереи.

            Рынок лотерей в России по основным показателям с учетом количества населения и уровня доходов на душу населения в сравнении с другими странами похож на лоточную торговлю.

            Годовая выручка от продажи всех лотерей в России чуть больше, чем в Республике Кипр, в 2,2 - 3,6 раза меньше, чем в Венгрии, Польше и Швейцарии, в 5 - 7,6 раза меньше, чем в Норвегии, Финляндии, Швеции и Австрии, в 30,5 - 48,7 раза меньше, чем в Великобритании, Франции, Италии и Испании, более чем в 100 раз меньше, чем в США и даже в 1,5 раза меньше, чем в Гане.

            Аналогичная картина складывается, как с годовым оборотом лотерей, так и с еще одним показателем лотерей - расходами на одного гражданина, который в России составляет 1,75 долл. США в год, что в десятки раз меньше, чем в большинстве вышеперечисленных стран, несмотря на рост доходов населения и значительно большей численности населения.

            Ответственные за лотерейную деятельность органы федеральной исполнительной власти после принятия в 2003г. Федерального закона «О лотереях» практически не занимались развитием, регулированием и контролем за лотерейной деятельностью, как собственно и до принятия закона.

            Можно отметить некоторые факторы неудовлетворительного развития лотерейной деятельности в РФ:

            1. Отсутствие фактического управления отраслью на протяжении длительного времени в части контроля за призовыми фондами, целевыми отчислениями, за выданными разрешениями на организацию и проведение лотерей, за обработкой отчетных данных не может создать условий для развития лотерейного рынка.

2. Проведение бесчисленного количества всевозможных бестиражных лотерей, называемых в народе «стиралками», абсолютно лишено контроля сумм призового фонда в размере не менее 50% от стоимости билетов всего тиража таких лотерей. Правомерно задать вопрос, а каким образом осуществлялся и осуществляется контроль закладки выигрышей в тираж бестиражной лотереи и каким образом осуществляется последующий контроль призового фонда?

3. Отсутствие контроля финансовых показателей и фактической прозрачности лотерей серьезно подрывает доверие граждан к лотереям.

4. Халатное отношение к использованию одной из основных функций лотерей - финансирование общественно значимых и социальных программ. Но даже объемы поступлений денежных средств от лотерей в виде целевых отчислений на вышеуказанные цели, предусмотренные законом «О лотереях», не контролируются, не становятся достоянием гласности, практически лишая лотереи социальной направленности, которая, в свою очередь, повышает доверие граждан к лотереям. В настоящее время никто не может точно назвать сумму целевых отчислений, фактически перечисленных операторами лотерей, являющихся возвратом средств обществу на осуществление социальных программ, на какие цели они израсходованы, и были ли они перечислены. Общество не получает никакой информации о том, как и на что эти средства расходуются и выгодно ли это гражданам, обществу и государству.

Но даже в таких условиях российские граждане покупают лотерейные билеты. А если бы все было нормально организовано, что в принципе не так уж и трудно, какая бы тогда была выручка от российских лотерей, если выручка всех лотерей в настоящее время составляет около 300 млн. долл. США, а сумма целевых отчислений должна составлять не менее 30 млн. долл. США.

            Такая ситуация вызвана отсутствием полноценно работающего единого органа контроля и надзора за азартными играми и единой базы данных по всем показателям всех лотерей. О каком развитии рынка можно говорить, если отсутствует возможность фактического контроля за тем, что уже сделано.

            Невозможно обеспечивать развитие лотерейного рынка и лотерейных проектов в отсутствие системы подготовки кадров как для госструктур, так и для негосударственных проектов.

            При этом разрешения на проведение лотерей выдают сотрудники ФНС, не имеющие никаких специальных знаний в области лотерей, а лишь отдалённое представление о лотереях и выполняют свои функции в рамках установленных законодательно бюрократических процедур.

            Специалистов в области лотерей не готовит практически ни одно учебное заведение страны, не имеется никаких курсов подготовки кадров для лотерейных проектов или курсов повышения квалификации по подготовке специалистов в области разработки, организации и управления лотерейными проектами.

            Установленный порядок получения разрешений на организацию и проведение лотерей  также не предусматривает необходимость наличия у организатора лотереи или оператора специалистов в области лотерей или хотя бы сотрудников, которые имеют опыт работы по организации и проведению лотерей.

            В стране лотереями занимаются все, кто хочет - банки, общественные и творческие организации, спортсмены, военные, железнодорожники, только не специалисты.  Видимо, поэтому государство при организации гослотерей, не доверяет никому, кроме иностранных лотерейных компаний, которые зарабатывают и по всей вероятности будут зарабатывать на нашем рынке, хотя в России есть специалисты и технологии.

            На уровне государственных органов отсутствует изучение применения современных лотерейных технологий, современного оборудования, типов и видов лотерей, законодательства, социальных программ, финансируемых за счет лотерей и порядка контроля за расходованием средств на такие программы.

В целом трудно назвать такую политику государства в области лотерейной деятельности дальновидной. Если бы развитию лотерейного рынка было уделено необходимое внимание со стороны уполномоченных органов и при этом учитывалось бы мнение специалистов и экспертов, то за 9 лет с даты принятия закона «О лотереях» можно было бы и кадры подготовить, и создать отечественную лотерейную технологию, позволяющую осуществить текущий контроль за финансовыми показателями лотерей проводить лотереи в режиме реального времени.

            Подытожив, можно сказать, что там, где отсутствует даже какое-либо подобие управления, трудно ждать каких-либо результатов, кроме отрицательных.

            На самом деле, начиная с флорентийских лотерей 16 века, в основном, в мире в области лотерей уже все придумано и отрегулировано, примерно так же, как в области других азартных игр - игровых автоматов, рулетки, карточных игр, проводимых в казино, и в букмекерской деятельности.

            Отсутствие деятельности уполномоченных органов по эффективному контролю за азартными играми сводят процесс законотворчества в нашей стране вполне к логичному сценарию.

            Вначале государство разрешает на своей территории проводить азартные игры при полном отсутствии грамотного законодательства, контроля и надзора, приводящих к различным нарушениям и негативным проявлениям неконтролируемой игорной деятельности, также как это происходит в любой неконтролируемой отрасли.

            Затем, не справившись с основной своей функцией - регулированием, надзором и контролем, государство разворачивает компанию по внедрению в сознание общества вопреки здравому смыслу, международному, историческому опыту, что не управление отраслью плохое и поэтому проявляются негативные стороны игорной деятельности, а вид деятельности аморален, недостоин нашего общества, не имеет социальной направленности и требует серьезных ограничений.

            Государство практически не занималось разработкой цивилизованного законодательства по азартным играм и практически самоустранилось от надзора и контроля за игорной деятельностью. В результате азартные игры получили бесконтрольное распространение, несмотря на выданные ФНС организаторам азартных игр лицензии.

            Бюрократические меры контроля за разрешительной документацией оказались крайне неэффективными.

            Таким образом, Федеральные органы исполнительной власти, не справившись со своими обязанностями, сняли с себя всякие обязательства по регулированию, надзору и контролю игорной деятельности и наше общество успешно распрощалось с одной частью азартных игр, определив для их проведения зоны, которые остаются «мертвыми» с точки зрения организации в них азартных игр, но не с точки зрения затрат из региональных бюджетов сначала на попытки их создания, а затем на возмещение затрат инвесторов после переноса зоны из «Азов-Сити».

            Но сняв, в связи с запретом, обязательства по регулированию, надзору и контролю легальной игорной деятельности с одних исполнительных органов, государство тут же получило проблему для других своих исполнительных, правоохранительных органов, вынужденных организовывать борьбу с подпольным игорным бизнесом и тратить на эту борьбу миллиарды рублей бюджетных средств.

            Справедливости ради следует заметить, что некоторые индивидуумы, имеющие определенные психические расстройства, подвержены патологическому влечению к азартным играм, но в странах где принято грамотное законодательство и эффективно функционируют надзорные органы эта проблема сведена к минимуму.

            Поэтому азартные игры разрешены почти во всех странах Европы и в 180 странах мира в той или иной степени. Наличие в нашей стране территорий, отведенных для создания игорных зон без фактического наличия в них игорных заведений, привело к повсеместному появлению подпольных игорных заведений, в которых что-либо контролировать и защитить проблемных игроков (с патологическим влечением к азартным играм) невозможно. Впрочем, как и невозможно их все закрыть.

Практически похожая ситуация происходит с регулированием лотерейной деятельности.

Минфин и ФНС не справляются с управлением и контролем за лотерейной деятельностью ни с точки зрения методологии, ни с точки зрения повседневного контроля за организаторами, операторами лотерей и вообще за соответствием проводимых лотерей выданным разрешениям. Но пока никто никого и ничего не проверяет сохраняется тишь, да благодать и видимость порядка. Но как это обычно бывает до первого скандала.

Отсутствует концепция развития лотерей в РФ и приведение законодательства в соответствие с концепцией. Поэтому постоянно вносимые изменения в законодательство о лотереях носят фрагментарный характер, нарушают стройность всего законодательства о лотереях и слабо влияют на конечный результат.

Невыполнение своих обязанностей регулирующими органами, отсутствие контроля за лотерейной деятельностью приводят к вполне логичным уже прозвучавшим предложениям о запрещении всех лотерей, кроме государственных, позволяющим освободиться от ответственности и необходимости регулировать и контролировать лотерейный рынок. Следует заметить, что гослотереи необходимо контролировать не меньше, чем негосударственные, правда по количеству их значительно меньше.

            Пока прослеживается стремление искоренить негосударственные лотереи экономическими методами снизив их конкурентоспособность, запрещая им использовать современные технологии продажи билетов и принятия ставок, заставляя их в обязательном порядке печатать лотерейные билеты и одновременно предоставляя все мыслимые и немыслимые льготы гослотереям. Но, если негосударственные лотереи уже всего лишили, то зачем их уничтожать? Они не представляют никакой угрозы гослотереям и не способны с ними конкурировать на равных, но создают рабочие места, уплачивают налоги, перечисляют целевые отчисления.

            Лотереи, согласно закону «О лотереях», были разделены на государственные и негосударственные. Негосударственные постепенно стали развиваться, т.к. государство, как коммерсант, вряд ли может соперничать с частной инициативой.

            Наконец, государство приняло решение организовать государственную лотерею в режиме реального времени.

            Такой тип лотереи в настоящее время во всем мире является наиболее перспективным с точки зрения применения современных технологий, контроля за реализацией лотерейных билетов и финансовых показателей лотерей и занимает более 80% мирового рынка лотерей.

            Правда, в нашем законодательстве не определено, что из себя представляет организационно и технологически такая лотерея. Отсутствует порядок сертификации лотерейных программ и отсутствует понятие - лотерейная система или лотерейный комплекс.

            В результате государственную лотерею поручили проводить не кому-нибудь, а «самым подготовленным в этой области специалистам» - спортсменам (Госкомспорту) и, конечно, иностранцам, которые предоставили технологию.

            По всей вероятности логика здесь простая - какое государственное ведомство получает отчисления от лотереи, то и проводит лотерею. Причём следует особо подчеркнуть, что никаких других проблем, кроме развития спорта в стране нет. Например, в Финляндии на отчисления от азартных игр содержат ветеранов войн, в которых принимала участие страна и ветераны не только получают достойные выплаты, но даже имеют возможность путешествовать.

            При создании проекта «Гослото» (первой гослотереи в режиме реального времени в России) было допущено достаточно ошибок, но одна - основная, которая точно показывает полное непонимание сути лотерей, как Госкомспортом, так и Минфином - с оператором лотереи был заключен контракт (на основании проведенного конкурса), в котором отчисления в пользу государства устанавливались не в процентном отношении от выручки лотереи, а в фиксированной сумме. Эта сумма была установлена, исходя из ошибочного, более чем оптимистичного, расчета, принятого как организатором лотереи (Госкомспортом и Минфином), так и самим оператором.

            Методологическая ошибка привела к невыполнению госконтракта. ООО «Орглот» - оператор «Гослото» выплатило государству с 2006 - 2009 г.г. 2, 15 млрд. рублей, из которых само заработало всего 184 млн. рублей, остальные средства были взяты в кредит у Газпромбанка, задолженность государству составляет 1,973 млрд. рублей, общая задолженность кредитным организациям составляет 3,23 млрд. рублей. Вобщем, чиновники Минфина и бывшего Госкомспорта, организовавшие этот проект, обладали «высшей квалификацией» в области лотерей. Теперь за этот проект вынуждено отдуваться Минспорттуризм, назначенное организатором этой лотереи после ликвидации Госкомспорта.

            Результат - организатор лотереи Минспорттуризм подало в суд на оператора, в связи с невыполнением госконтракта.

            Но судебные разбирательства по всей вероятности нужны не для того, чтобы закрыть проект «Гослото» и признать ООО «Орглот» банкротом, а для того, чтобы по решению суда изменить госконтракт в сторону уменьшения зафиксированных в абсолютных суммах отчислений государству и определить эти отчисления в относительных величинах, т.е. в процентах от оборота.

            Такая сложная комбинация необходима для внесения изменений в госконтракт, основанных на судебном решении. Одновременно это является дополнительным подтверждением допущенной ошибки при создании проекта «Гослото», которая в свою очередь была исправлена при организации другой гослотереи в поддержку Зимних Олимпийских игр - 2014г., организатором которой по решению Правительства РФ было определено Минфинансов РФ.

            Вполне логично, что две однотипные государственные лотереи не должны осуществлять свою деятельность на разных финансовых условиях.

            При создании проектов лотерей в режиме реального времени, особенно важным, является выбор технологии проведения лотереи, включая программное обеспечение, условия лицензионного договора, определяющие выплаты лицензионных отчислений собственнику лотерейной технологии и организационно-правовая схема проекта.

            Рассматривая внедренный проект государственной лотереи «Гослото» можно сделать ряд выводов, подтверждающих, что были допущены серьезные ошибки и отнюдь не в пользу государства.

            1. Применение иностранной технологии, защищенной патентным и авторским правом при отсутствии соответствующих норм российского законодательства о необходимости ее сертификации в России, делает такую технологию «черным ящиком» как для организатора, так  и для оператора. Собственник технологии лотереи, в особенности, если он не является учредителем оператора фактически не несет ответственности за финансовые показатели применения его технологии оператором.

            2. Сложилась окончательная организационно-правовая схема «Гослото», в которой 51% участия в компании - Операторе принадлежит иностранной компании, не являющейся собственником технологии проведения лотереи. Таким образом, у оператора всероссийской государственной лотереи для ее организации есть офис, персонал, оргоборудование и создаваемая сеть продаж, приема ставок и выплаты выигрышей, но нет самого главного, без чего невозможно организовать лотерею в режиме реального времени - технологии.

            3. Оператор вынужден в такой ситуации подписать лицензионный контракт с иностранной компанией - собственником технологии.

            Обычно лицензионные отчисления за технологию состоят из двух частей:

            - фиксированная сумма в год;

            - процент от оборота лотереи.

            В проекте «Гослото» есть фиксированная часть лицензионных отчислений, а кроме того, оператор должен выплачивать лицензионные отчисления за каждую составную часть технологии и программного обеспечения, включая, например, программное обеспечение каждого используемого оператором терминала по приему ставок.

            Таким образом, в процентном отношении к обороту лотереи сумма всех лицензионных отчислений значительно превысила сумму платежей государству по государственному контракту.

            Кроме того, лицензионные отчисления выплачиваются иностранной компании в первую очередь, а отчисления государству по остаточному принципу.

            Процесс организации проекта «Гослото» еще раз подтверждает серьезные упущения уполномоченных государственных органов и отсутствие контроля не только технических показателей, но и основных параметров госконтрактов, уровня цен на приобретение лотерейной технологии и оборудования, определяющих финансовые результаты лотереи для государства.

            Во всех странах технология проведения лотерей в режиме реального времени обеспечивает огромные годовые обороты и доходы государства. В нашей стране через несколько лет с момента первого розыгрыша в 2010г. оборот «Гослото» достиг всего около 80 млн. долл. США.

            Продолжая «игры» в лотерею, по просьбе Минфина, Правительство РФ поручило Минфину организовать еще две тиражные лотереи в режиме реального времени и 10 бестиражных лотерей в поддержку Зимних Олимпийских Игр-2014. Проведение олимпийской лотереи является обязательным условием для страны-хозяйки Олимпийских Игр и предусмотрена Международной Олимпийской Хартией. Платежи за право проведения такой лотереи Международному Олимпийскому Комитету составляют около 54 млн. долл. США. Организатором этих лотерей стал Минфин, который одновременно является уполномоченным органом правительства в сфере регулирования, контроля и надзора за лотерейной деятельностью. Такого сочетания несочетаемых функций уполномоченного заниматься госрегулированием, надзором и контролем за лотерейной деятельностью госоргана невозможно найти в какой-либо другой стране.

            Принимая такое решение, государство организовало конкуренцию государственных лотерейных проектов отнюдь не дешевых (примерная стоимость от 150-250 млн. долл. США), предлагая создать две лотерейные системы в режиме реального времени. Создание двух дорогостоящих систем со всех точек зрения невыгодно, поскольку требуется дважды вложить средства в создание практически одинаковых лотерейных систем и сетей реализации билетов и ставок в один и тот же рынок с одними и теми же участниками лотерей - гражданами РФ и приезжими.

            Высокая стоимость проектов и вышеперечисленные резоны определяют желание операторов и организаторов лотерей в режиме реального времени независимо от того частные они или государственные, получить монопольное право на организацию и проведение лотерей в той или иной стране.

            Но только в нашей стране государство организовывает конкуренцию там, где она совершенно не нужна и это еще раз подтверждает необходимость наличия концепции развития лотерей и отсутствие понимания целей и задач лотерейной деятельности.

Желание получить монополию на лотереи объясняет то, что Сбербанк, являясь 100% собственником операторской компании, получивший право на проведение гослотерей в режиме реального времени в поддержку Зимних Олимпийских игр, выступил с письмом, адресованным Минэкономразвития о предоставлении монополии Сбербанку на лотереи, при этом две тиражные лотереи должны были быть запущенны еще в 2010 году, но запущены в конце 2011 года.

            В этой связи возникает несколько вопросов:

            Во-первых, почему Сбербанк обращается не к уполномоченному органу - Минфину, который одновременно является и организатором лотереи Сбербанка, а к Минэкономразвития?

            Во-вторых, на каком основании обыкновенная коммерческая структура, а не государство, требует себе монополию и желает изгнать с рынка все другие коммерческие структуры?

            Это не совсем, мягко говоря, корректное обращение.

            Правда, большое сомнение вызывает способность Сбербанка, никакого отношения не имеющего к лотереям, за исключением распространения через свои отделения чужих лотерейных билетов бестиражных лотерей, организовать лучше всех отечественный лотерейный рынок.

            Сначала Минфин требовал передать организацию и проведение всероссийских тиражных лотерей в режиме реального времени в полное свое ведение. Получив такую возможность, он, став организатором таких лотерей, нанимает в качестве оператора компанию со 100% участием Сбербанка, у которой нет ни опыта организации и проведения лотерей, ни лотерейной технологии.

            В свою очередь, уже Сбербанк требует всех закрыть.

            Объединившись в проекте гослотерей в поддержку Олимпийских игр, Минфин и Сбербанк, надо полагать, выступают за полную свою монополию на лотерейном рынке. Но ни у организатора - Минфина, ни у Сбербанка - оператора нет своих лотерейных технологий, отечественные разработки не рассматриваются.

            Значит, вполне можно предположить, что российский лотерейный рынок в своих интересах будет организовывать иностранная компания, предоставившая лотерейную технологию, и немалая часть доходов от гослотереи уйдет за рубеж, а не на социальные программы страны.

            Пока не вполне понятно откуда появилась технология проведения тиражных лотерей для нового проекта государственной лотереи в поддержку Зимних Олимпийских Игр 2014 и кто ее автор. Приводит в недоумение, что проведенный Минфином конкурс на выбор оператора, так называемой олимпийской лотереи, по установленному в конкурсной документации проценту отчислений от оборота лотереи государству в размере 2,9% не соответствовал ФЗ «О лотереях», предусматривающему не менее 10% целевых отчислений от оборота лотереи.

            С какими цифрами отчислений государству выиграл оператор этих лотерей - это отдельный вопрос для правоохранительных органов?!

            В развитых странах обычно оператору устанавливается вознаграждение в таких  гослотереях в несколько процентов, а у нас все наоборот, да еще требуют монополию на весь лотерейный рынок.    

Можно только мечтать получить такие условия проведения гослотереи, чтобы иметь возможность с разрешения государства «ограбить» страну.

Еще большее недоумение вызывает примененная в двух тиражных лотереях в поддержку Олимпийских Игр технология. Розыгрыш осуществляется на основе использования генератора случайных чисел.

Во-первых, вышеозначенная технология с применением программного обеспечения с использованием генератора случайных чисел не сертифицирована и не проверена ни на случайность выпадения выигрышных комбинаций, ни на соблюдение заложенного процента выигрыша.

Во-вторых, при отсутствии пункта первого и постоянного контроля за программным обеспечением в виде проверок такой розыгрыш не является публичным, поскольку выигрышные комбинации определяет программа, которая написана некими никому неизвестными авторами и не проверена независимой экспертизой и не сертифицирована.

В-третьих, в основе программного обеспечения игрового автомата, определяющего выигрышные комбинации, заложен точно такой же принцип - генератор случайных чисел и новые тиражные лотереи в режиме реального времени, запущенные в конце 2011 года по основному принципу функционирования идентичны игровому автомату, из-за которого, в основном, весь игорный бизнес был отправлен в долгосрочное путешествие в игорные зоны.

Здесь следует еще раз подчеркнуть о необходимости наличия не  только полноценной технологии для проведения лотерей в режиме реального времени, но и контроля за техническими параметрами технологии, которые непосредственно влияют на результаты розыгрышей, другими словами, на количество и сумму денежных выигрышей.

Несмотря на все возможные льготы, предоставленные гослотереям, их также неквалифицированно, а проще говоря, плохо контролируют, тем самым дезавуируют звание государственных и в конечном итоге подрывают доверие граждан к лотереям.

            Напрашивается вопрос, а чем же государственные лотереи отличаются от негосударственных, только используемой технологией?

На самом деле, в нашей стране государственные лотереи по размеру отчислений государству и на общественные нужды не более выгодны, чем негосударственные.

            Негосударственные лотереи помимо целевых отчислений в размере не менее 10% от оборота, уплачивают налог с прибыли и другие налоги, организуют рабочие места и также выгодны государству и обществу, имея возможность финансировать не только спорт, но и другие необходимые гражданам социальные проекты.

            Все это насилие над лотерейным рынком, вызванное незнанием самого предмета, как раз и привело к стратегическим просчетам и к слабому его развитию.

            Российский лотерейный рынок является плохо организованным и контролируемым, и при своем потенциале годового оборота от 2 - 6 млрд. долл. США практически не развит, и с критикой Сбербанка в этой части можно согласиться.

            Государство по скромным подсчетам должно получать целевых отчислений от лотерей от 300 млн. - 1,5 млрд. долл. США в год, а не крохи с теперешнего годового оборота лотерей в размере 300 млн. долл. США и при отсутствии полного контроля за целевыми отчислениями в размере не менее 10% от оборота лотереи.

            Идея организации всероссийской государственной лотереи в режиме реального времени правильная, только осуществление этой идеи посредственное, если не сказать сильнее. Гослотерея в режиме реального времени не может и не должна приносить государству меньше средств, чем негосударственные лотереи, которым запрещено законом проведение лотерей в режиме реального времени, и законодательно  им запрещено использовать современные технологии.

            Подводя неутешительные итоги, невозможно закончить только критикой, необходимо внести ряд предложений:

            1. Необходимо разработать перспективную концепцию развития лотерей в РФ с указанием требующихся изменений законодательства. Невозможно осуществлять руководство без наличия общей идеи и плана ее реализации известных всем.

            2. Назрела серьезная необходимость создания специального госоргана, отвечающего за азартные игры в стране, обеспечивающего строгий контроль за финансовыми показателями лотерей, сбор и обобщение статистических данных и с подготовленными и обученными специалистами.

            3. Требуется пересмотреть законодательство об азартных играх и лотереях, сделав упор не только на бюрократические методы регулирования, но и на технические, технологические, качественные, в большей степени защищающие интересы государства и граждан, сблизив законодательные нормы с процессом их организации и проведения, используя зарубежный опыт.

            4. Особое внимание следует уделить проекту государственной лотереи в режиме реального времени, исправив все допущенные ошибки и сделав ее максимально выгодной государству, а не коммерсантам, причем в основном иностранным.

            5. Сохранить возможность организации и проведения негосударственных лотерей.

            6. Создать единый фонд целевых отчислений от лотерей под эгидой государства с назначением наблюдательного совета и осуществлять расходование средств на утвержденные, известные всему обществу социальные проекты, повышая тем самым общественную значимость лотерей.

            7. Выдавать разрешения на организацию и проведение лотерей с учетом наличия у организатора квалифицированных кадров в области лотерей.

            Сегодня уполномоченные органы занимаются текущим, а не капитальным ремонтом госрегулирования азартных игр и лотерей, вбрасывая отдельные законодательные инициативы, не приносящие серьезных изменений реально влияющих на конечный результат.

            Странно, в СССР государство вполне успешно организовывало денежно-вещевую лотерею, «Спортлото» и другие лотереи. Неужели весь этот опыт забыт?

            Похоже, что сегодняшняя стратегия в области развития лотерей в стране неумолимо сводится к введению забытой госмонополии на организацию и проведение лотерей и новому методу развития лотерейного рынка страны, позволяющему внедрять зарубежным компаниям свои лотерейные технологии 20-летней давности. В свою очередь эти компании поделятся частью доходов с отечественными коммерсантами, допущенными к гослотереям госчиновниками, представляющими государство (ну абсолютно Бескорыстно!). А граждане и государство в конечном итоге получат крохи, да и то только на развитие спорта. Вряд ли это можно назвать государственной политикой в сфере лотерейной деятельности! Так ни с колен не встанешь, ни модернизацию с инновациями не проведешь!!! Некоторые вопросы не требуют ответов, а требуют действий, предпочтительно грамотных.

 

Д. Слободкин

 

 



Просмотрено: 1633 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости