Божественный мир азартных игр

История азартных игр
12.09.2016

Божественный мир азартных игр


О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история. Когда именно в мире появились азартные игры, историки ответить затрудняются. С ними боролись, их запрещали, искореняли, проклинали, - а они все равно выживали. Потому что всегда находились люди, для которых потребность в игре была столь же сильна, как в еде или отдыхе. А тех, кто не мог отнести себя к вышеназванной категории, игра манила, влекла своим риском, возможностью пощекотать нервы, бросить вызов судьбе. В старину азартные игры называли роковыми или отважными. Некоторые философы - например, Фридрих Шиллер - даже относили игру к формам человеческой жизнедеятельности.

"Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет", - писал он. Не возможно изложить полную историю возникновения и развития азартных игр. Речь пойдет лишь о нескольких штрихах, эпизодах, нюансах, которые в совокупности, тем не менее, дадут некоторое представление о том, как строились на протяжении веков отношения человека и Игры.

Так, в остатках материальной культуры древнего человека археологи находят предметы, применявшиеся в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н.э. Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике, изображают людей или богов кидающими бабки (бабка-astragalus - это таранная кость или межфаланговый сустав овцы или собаки) и использующими счетные доски для подсчета результатов игры. Во многих раскопках доисторических стоянок человека еще более раннего периода бабки обнаруживают в больших количествах. Возможно, еще 40 000 лет назад люди бросали эти кости в азартных играх, но правила и порядок этих игр полностью, конечно, не известны. В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой.

Египетские боги играли в кости. Посейдон выиграл Океан, Аид — подземное царство, профессиональный игрок Меркурий выиграл у Луны семидесятую часть ее светового времени, что составляло 5 дней. Отсюда в году 365 дней, а не 360.

Все четыре Евангелия Нового завета описывают бросание жребия, чтобы определить, кому достанется одежда распятого Христа.

Арийские захватчики Индии во 2-м тысячелетии до Рождества Xристова очень любили азартные игры. Игра в кости орехами вибхидака была популярна среди всех каст, кроме очень религиозных людей. Собрание ведических гимнов Ригведа содержит поэму "Жалобы Игрока", в одной из строф которой цитируется бог Савитр: "Не играй в кости, а паши свою борозду! Находи наслаждение в собственности своей и цени ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своей, презренный игрок!" - так говорит мне благородный Савитр. Известно, что у древних германских племен то, что сегодня мы назвали бы «игрой в кости», имело сакральный смысл: так можно было узнать, насколько к тебе благосклонны высшие силы.

Китайцы, как известно, любители церемоний. Воплощение изощренности восточного ума — игра "вэй-чи", в которой участвуют сотни фигур, придумал знаменитый император Яо для того, чтобы отточить ум и полководческие таланты своего сына. "Игра в палочки", отраженная в древнейшей китайской "Книге перемен", сродни медитации, углубленному размышлению — она позволяет решить глубинные проблемы личности, о которых в процессе игры человек, вроде бы, даже и не размышляет.

Если же начать говорить о картах, об одной из наиболее древних разновидностей игры, то их история возникновения - дело не только древнее, но и весьма запутанное. Азартные игры не признавали сословных границ: карты были непременной принадлежностью и любой уголовной «малины», и самых изысканных дворянских салонов. Перед Ее Величеством Игрой были равны все: отпрыски самых блестящих семей и последние оборванцы, юнцы, едва вступавшие в жизнь, и старики, изведавшие на своем веку немало взлетов и падений. Без карт не мыслили своей жизни офицеры и коммерсанты, купцы и политики.

Есть версия, что карты появились в Индии. Старинные индийские карты были круглыми, имели восемь мастей, причем колода состояла из 96 карт. Принцип игры, правда, больше напоминал шахматы, нежели современные карты. Легенда, которую приводит отец Клод Франсуа Менестрье (1631–1705) называет родиной карт Францию. Год 1392-й был тем злосчастным годом, когда король Карл VI впал в сумасшествие и, чтобы развлечь его во время болезни, придумали игру в карты.

Гипотеза восточного происхождения карт опирается на более конкретные данные. В самом деле, китайцы создали игру в домино при помощи трансформации игры в кости, а когда это домино было перенесено на картон, получились карты со шкалой очков. Затем добавились «фигуры» по образу, как полагают, бумажных денег, имевших хождение в Китае. Происхождение самых старых дошедших до нас карт относится к XV веку; они схожи с картами X века, которые исчезли, но следы, которых мы находили в старинных текстах.

Историки относят введение карт на Западе к результатам путешествий итальянцев, таких как Марко Поло. Италия взяла у Азии не только форму карт, но и саму идею использования серий образов для новых развлечений.

На первых картах были изображены не привычные нам эмблемы и масти, а «жезлы», «монеты», «кубки» и «мечи», которые существуют в так называемых «испанских картах», до сих пор распространенных в Италии, Испании и на юго-западе Франции.

Немецкие же карты имели другую символику: «сердца», «бубенцы», «листья» и «желуди» (или «кисти» на конце «шнура». «Пики», «черви», «бубны» и «трефы» появились во Франции в конце XV века. Они были «экспортированы» в Англию, где «трефы» и «пики» обозначались словами «clubs» и «spades», соответствующими французским «жезлы» и «мечи».

Значение карточных символов («фигур») приводит отец Менестрье: «Карты служат не только средством развлечения, но и символизируют общественное и государственное устройство с его королями, королевами и вассалами. «Черви» представляют нам священнослужителей, дворянство – «пики», которые являются оружием офицерства, «бубны» символизируют буржуа, камни их домов и «трефы» – крестьян». Первые карты рисовали от руки, а потому они были очень дороги. Огромный размер - 22 см - практически исключал возможность шулерских приемов.

Очень много упоминаний об азартных играх содержится в народных сказаниях различных культур по всему миру. Греческие и римские мифы упоминают о боге азартной игры или боге удачи. У ирландцев и шотландцев есть сказания о необыкновенных ставках или ставках, не востребованных победителями. Но наиболее многочисленные драматические истории об азартных играх можно обнаружить в народной литературе Азии, включая Юго-Восточную Азию, Японию, Филиппины и Индию. В Азии имеется множество народных преданий о том, как мужчины использовали в качестве ставок в азартной игре собственных жен, сестер, дочерей, собственные тела или части тела. Некоторые из этих преданий древнего происхождения, в некоторых рассказывается об азартных играх с богами, тогда как другие - абсолютно светского характера. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, - Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина - североамериканские индейцы.

Американский антрополог А.Л. Кребер попытался определить, не связано ли распределение азартных игр среди мировых культур с какими-либо системами, которые могли бы связать азартные игры с другими особенностями культуры того или иного народа. Он выяснил, что наиболее строгие ветви пуританских религий, такие как Протестантизм, Буддизм или Ислам, могли признавать атлетические и другие игры, но полностью отрицали азартные игры. По его предположениям, их отвращал тот экстаз, который возникает при игре на деньги или другую собственность. Но, кроме религиозных запретов, он не смог найти никаких определенных причин, отчего тот или иной народ принимает или отвергает азартные игры.

Позже антрополог Джон Роберте продемонстрировал, что можно разбить все игры (не обязательно азартные), в которые играли различные, детально исследованные им, племена, на три основных вида: игры, предполагающие физическое мастерство (в них могли также присутствовать элементы стратегии или случайности), стратегические игры (без физического мастерства, но, возможно, с элементами случайности), и игры, основанные целиком на случайности.

Исследования более 50 племен из всех частей света показали, что 43 из них играли в игры, требующие физического мастерства, 20 - в игры, основанные целиком на игре случая, и 19 - в стратегические игры. Игры, как кажется, выражают основные идеи и направления той или иной культуры и являются моделями различных видов культурной деятельности.

Первые игорные дома появились в Римской Империи. Их рождение приписывают последнему, седьмому римскому императору Тарквинию Гордому, который был известен своей жестокостью. Ему пришла в голову идея собрать всех игроков в одно место, чтобы проще было брать с них подати. К тому же так проще было поддерживать порядок. Римские власти построили Большой цирк, где делали ставки на тотализаторе, играли в кости. Публика дневала и ночевала в Большем цирке и Колизее в увеселениях и на зрелищах. Граждане великой империи запросто проигрывали свои дома и семьи.

Идея Тарквиния почти через две тысячи лет была развита другим знаменитым итальянцем, кардиналом Джулио Мазарини, который в 1765 г. в Париже открыл казино. Причина, толкнувшая высокопоставленного церковника обратиться к богомерзкому азарту, была та же, что и у Тарквиния: надо было чем-то наполнять казну, которую вдохновенно и изобретательно опустошал Людовик XIV с фаворитами. Помимо известных в то время азартных игр в казино было и нововведение - Колесо фортуны. Так в те времена называлась рулетка. Ее изобретение приписывают известному французскому ученому, философу и математику Паскалю Блезу. Он, правда, вовсе не собирался создавать приспособление для азартной игры, а придумал устройство для исследований в области теории вероятности. Но у ученого были друзья, преуспевшие не столько в науках, сколько в коммерции, и они с большой выгодой воспользовались плодом его ума.

Успех рулетки был невероятен. Она быстро превратилась в нечто большее, чем просто игру. Это была мода, образ жизни, стиль поведения. Мода на казино распространилась мгновенно. Игорные дома стали возникать практически во всех странах Европы.

Как ни удивительно, но история сохранила дату, когда игра из традицонного времяпрепровождения превратилась в большой бизнес. И, вопреки представлениям многих, произошло это вовсе не в Новом Свете, а в небольшом, но изящном павильоне Brunnensalchen маленького городка Бад-Хомбург 23 мая 1841 года, когда два брата-близнеца Луи и Франсуа Бланк открыли здесь свое «игорное заведение» с новым изобретением — рулеткой.

Как поясняют специалисты, преферанс, покер и так далее азартными играми в полном смысле слова не являются, потому что здесь при известном мастерстве игрок может выиграть даже при весьма неудачном «раскладе». А вот рулетка — это уже были Удача и Случай в чистом виде, воплощенное «колесо Фортуны» с лунками для каждой из 37 цифр, расположенных в своеобразном и каком-то магическом порядке, «красное и черное», «равные шансы», «ставка в номер», «сплит» — все эти слова только входили в обиход, а зеленое сукно игорного стола еще не стало нарицательным…

Новое заведение приобрело бешеную популярность, но тут в дело вмешалась политика. 31 декабря 1872 года Бад-Хомбург получил «новогодний подарок»: на всей территории образованного в 1867 г. Северогерманского союза игорный бизнес был запрещен. Бад-Хомбург, конечно, оставался популярным водным курортом, но, лишенный той самой «дьявольской искры», уже не имел шальной привлекательности…

Впрочем, братьев Бланк было не так-то легко обескуражить. Когда в 1849 г. по решению Франкфуртской национальной ассамблеи было закрыто казино в Баден-Бадене (именно то, где проигрывался в пух и прах Достоевский, столь мастерски описавший «игровые страсти» в романе «Игрок»), Франсуа Бланк расценил это как «первый звонок»: добропорядочным немецким бюргерам его щекочущее нервы изобретение не по душе, а значит, нужен «запасной аэродром». Уже в 1863 г. он приобрел концессию на управление еще не существующими казино в крошечном государстве Монако. И, когда в Бад-Хомбурге игровой дом пришлось закрыть, семья перебралась на Лазурный берег, а вскоре в городке Монте-Карло открылось новое казино, существующее и поныне. Как того и следовало ожидать, игорный бизнес приобрел прямо-таки небывалую популярность.

И очень быстро поняли другую истину: бизнес тогда становится большим, когда в него вовлекается «мелкий потребитель». А так как рулетка была все-таки скорее развлечением для богатых, то требовалось создать ее аналог для бедных. И в 1895 году, через полвека после рулетки, в мировом игорном бизнесе появилось следующее «великое изобретение»: на суд публики представил свое детище американец Чарльз Фей. Назвал он его весьма пышно и помпезно: «Колокол независимости». Этот автомат представлял собой три барабана, независимо друг от друга закрепленных на горизонтальной оси и приводимых в движение рукояткой. На барабанах были нанесены цифры. Для того чтобы привести их в движение, требовалось бросить в прорезь монетку или жетон и потянуть за рукоятку. Когда выпадала определенная комбинация цифр, игроку полагался выигрыш.

Правда, название «Колокол независимости» как-то не прижилось. Изобретению Чарльза Фея суждено было войти в историю под названием «однорукий бандит». Поначалу, как и у рулетки, его судьба тоже складывалась непросто, с ужесточением американского законодательства в области игорного бизнеса автоматы даже пришлось на время переделывать под продажу жевательной резинки, но страсть людей к азарту оказалась неистребимой.

Сегодня почти все Казино в мире - это комплексы зданий. Игровые салоны представляют собой бесконечную анфиладу залов с разноцветной мозаикой, скульптурами, аллегорической живописью и бронзовыми светильниками.

В середине 20-го века одно из старейших в мире развлечений, возникшее при древних цивилизациях, прошедшее время Нового Света и распространившееся с Востока на Запад, нашло себе ещё одну дорогу в люди – появилось Интернет-казино.

В 80-х годах генераторы случайных чисел уже были на компьютерах обычным делом, и широко применялись в играх на удачу. Потребовалось много труда разработчиков и специалистов; времени, когда банки смогли бы управлять онлайн-деньгами и, возможность для большого количества пользователей получить свободный доступ в Интернет. И первое Интернет-казино не заставило себя ждать. Сейчас вся сеть Рунета кишит всеразличными Интернет-казино, предлагающие «слугам» азарта поиграть во множество интересных и увлекательных игр.

Как констатируют экономисты многих стран, можно без конца воздавать должное добродетелям, но самым прибыльным был и остается бизнес на вредных привычках человека. Но сколько не существует человечество, столько оно и будет играть.

Возврат к списку

КТО СЕЙЧАС НА ФОРУМЕ:

Dimon7777, Google [Bot], Yahoo [Bot], Bing [Bot], AhrefsBot, Yandex [Bot], Yandex [Metrika]