Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам: Времени остается мало, 5-ая Госдума вышла на финишную прямую. Нынешняя сессия будет сокращенной – менее трех месяцев депутатам отводится на законотворчество. Тем не менее, план законодательной работы у нас утвержден, и я готов поделиться тем, что депутатам предстоит в приоритетном порядке обсудить и принять в ближайшее время на своих последних заседаниях.
Напомню, в Бюджетном Послании президента страны особое внимание уделено реформированию налоговой системы. Из 12 системных мер, предложенных главой государства, особый упор делается на налоговые рычаги в экономике. Речь идет о налогах, как инструменте поддержания бюджетной стабильности, о регулировании нагрузки между различными отраслями экономики. К примеру, увеличивая налоги на газовиков, а также на алкогольную и табачную отрасли, правительство, в то же время снижает налоговое бремя на малый бизнес и на предприятия, где используются инновационные технологии. Вообще, хочу подчеркнуть, что именно налоговые новации помогут найти дополнительные средства в бюджет, которые так необходимы для решения экономических задач и, чтобы выполнить все социальные обязательства государства. На первом заседании бюджетного комитета, был рассмотрен ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в ст. 251 части второй Налогового кодекса РФ». В соответствии с ним, доходы собственников помещений многоквартирных домов, которые идут на финансирование капитального ремонта в этих домах, исключаются из налогооблагаемой базы. В ближайшее время комитет обсудит законопроект «О внесении изменений в главу 29 части второй НК РФ», который ужесточает меры административного контроля в игорном бизнесе. Авторы настоящего законопроекта полагают, что наряду с совершенствованием мер госрегулирования игорного бизнеса назрела необходимость модернизации и соответствующей части налогового законодательства. Сегодняшняя ситуация уже объективно такова, что пункты приема ставок букмекерских контор и тотализаторов можно точно так же, как и игорный бизнес, относить к числу объектов налогообложения. Структура их функционирования в России, как и во всем мире, строится по сетевому принципу, когда организатор азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе располагает головным офисом и рядом обособленных подразделений. В головном офисе размещается персонал, формирующий перечень событий и условия пари, касса букмекерской конторы или касса тотализатора, и специальное оборудование, обеспечивающее ведение учета ставок, фиксацию факта наступления события, являющегося условием пари, и определение сумм выигрышей участников игр. В обособленных подразделениях, именуемых пунктами приема ставок, участники игр выбирают событие, исход которого является предметом пари, передают организатору денежные средства в качестве ставок и получают выигрыши. Применительно к деятельности букмекерских контор и тотализаторов действующая редакция Налогового кодекса рассматривает в качестве объекта налогообложения кассу букмекерской конторы и кассу тотализатора, под которыми понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (статья 364). Как правило, каждый из организаторов букмекерской конторы или тотализатора имеет лишь одно место, отвечающее названному понятию объекта налогообложения, и уплачивает соответствующий налог с одного единственного объекта. Пункты приема ставок к объектам налогообложения не относятся. Вместе с тем их количество является одним из критериев оценки масштаба деятельности организатора азартных игр, поскольку число заключаемых пари и возможность получения организатором дохода от результатов каждого из таких соглашений находятся в прямой зависимости от количества мест, в которых игрокам предлагается сделать ставку. В результате в настоящее время налоговая нагрузка организатора азартных игр, располагающего одним пунктом приема ставок, не идентична налоговой нагрузке организатора, располагающего сотней пунктов. При этом финансовые результаты последнего, ввиду большего числа заключаемых пари, существенно выше, чем у первого. Более того, расширение сети пунктов и соответствующее ему увеличение доходов организатора игр не приводит к соответствующему увеличению налоговых платежей, в отличие от плательщиков других видов налогов. В данном случае организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах оказываются в привилегированном положении по сравнению с плательщиками других видов налогов. Это вступает в конфликт с общими принципами равенства и справедливости налогообложения. Максимальный размер ставки налога на игорный бизнес, применяемой к пунктам приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, предлагается установить на уровне 7 тыс. рублей, что вполне экономически обоснованно, учитывая экспертные оценки о среднем показателе выручки, поступающей в букмекерскую контору из одного пункта. Конкретные ставки налога будут определяться органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, предлагаемый законопроект предусматривает следующее: 1) введение понятий «пункт приема ставок тотализатора» и «пункт приема ставок букмекерской конторы», и отнесение их к числу объектов налогообложения налогом на игорный бизнес; 2) установление предельных размеров ставок налога на игорный бизнес применительно к пунктам приема ставок букмекерской конторы и пунктам приема ставок тотализатора в размере от 5000 до 7000 рублей. Принятие предлагаемых изменений будет способствовать реализации принципов всеобщности и равенства налогообложения, единообразному пониманию норм закона субъектами регулируемых правоотношений и увеличит налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации. Кроме перечисленного, недавно поступил законопроект « О внесении изменений в ст.193 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает индексацию ставок акцизов на подакцизную продукцию с учетом прогнозируемого уровня инфляции в период 2012-2014 годов. Опережающими темпами по сравнению с другими товарами будут повышаться ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы (более чем в 3 раза за период с 2011 до 2014 годов). С 2012 г. для данных товаров устанавливается единая ставка акциза. Ставки акцизов на слабоалкогольную продукцию увеличатся в 2014 году по сравнению с нынешним годом в 2,2 раза, на вина натуральные на 60%, на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% на 80%. Обе меры позволят не только повысить уровень доходов бюджета (в 2012 г. ожидается 18,5 млрд. рублей в консолидированный бюджет РФ, в 2013 - 132,3 млрд. руб., в 2014 - свыше 300 млрд. руб.). В отношении табачных изделий – это еще и вклад в борьбу с курением, а изменения в акцизах на алкогольную продукцию – должны поспособствовать снижению уровня злоупотребления спиртным.
График рассмотрения наиболее приоритетных законопроектов на осеннюю сессию Госдумы 5-го созыва
|
Версия для печати | Обсудить на форуме
Все новости