Если вас не устраивает, скажем, сосед по площадке, то можно сообщить на него "куда следует", сказав, например, что хозяин организовал в квартире нелегальный игорный клуб. Потом в ситуации разберутся, но веселые "маски-шоу" и чувство глубокого морального удовлетворения вам обеспечены. Шаткие законы и непрофессионализм силовиков становятся играми без правил.
На днях на официальном сайте прокуратуры Санкт-Петербурга появилось сообщение, что по результатам проведенной проверки из органов прокуратуры уволен заместитель прокурора Центрального района Сергей Озорнин. Событие не стало бы особенно примечательным, если бы не предыстория, о которой рассказала "Фонтанка". Так, в публикации журналисты рассказали, что прокурор Озорнин весьма неудачно "подставился" на одной из спецопераций: он попытался вместе с коллегами из других силовых структур вскрыть квартиру, в которой, по некоторой информации, был оборудован нелегальный игорный зал. Хозяин квартиры успел приехать к дверям своего жилища буквально в тот момент, когда силовики уже собирались вскрывать дверь бензорезом. Однако представителям правоохранительных органов не повезло: во-первых, игровых автоматов там не было, а во-вторых, квартира принадлежала адвокату, который впоследствии успешно доказал несостоятельность действий представителей надзорных органов, что и стало причиной увольнения зампрокурора. Любопытно при этом, что прокурор в беседе с корреспондентом (судя по имеющимся у "Фонтанки" записям) весьма вольно обращался с законодательной базой, буквально как карты, перебирая законы и почти наугад выбирая такие, которые теоретически могли бы подойти под его действия.
Этот случай мог бы быть частным, если бы похожие ситуации не повторялись с пугающей частотой. Причем сотрудники прокуратуры не стесняются открыто признаваться в применении подобных методов: в публикации газеты "МК в Питере" от 1 августа 2012 года начальник отдела прокуратуры города Павел Хлебкович называет такие методы "ноу-хау по борьбе с нелегальным игорным бизнесом" (при этом сам он возглавляет "отдел по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотических и психотропных средств") . Среди прочих "ноу-хау" в той же публикации он выделяет "нестандартные методы": расположенные в торговых комплексах и ларьках точки можно проверять по линии пожарных, Роспотребнадзора, электросбытовых компаний и так далее. Еще один метод – работа с властью. Объяснение собственникам помещений, кого они к себе впустили. Видимо, прокурор впервые открыто заявляет о применении пресловутого административного ресурса.
Однако не только нелегальный игорный бизнес служит поводом для попыток проникновения прокурорских работников в различные организации. Недавно еще более жесткому силовому "досмотру" был подвергнут центр реабилитации наркозависимых "Новая жизнь" в Кингисеппском районе Ленобласти. Прибывшие с рассветом в сопровождении коллег из других надзорных ведомств работники на этот раз областной прокуратуры тоже тщательно искали "что-то", однако даже на проведенной после резонанса в СМИ пресс-конференции признали, что "добыча" оказалась невелика: кроме незначительных нарушений СанПин и законодательства о труде ничего более интересного для надзорного ведомства обнаружено не было. Однако примечательна даже не неудача прокуроров, а явно шаткие мотивы к проведению подобных жестких действий: сначала речь шла только о некоем письме якобы недовольных "Новой жизнью" соседей, которое и стало поводом для проверки. Но и этот повод вскорости был разбит: по утверждению некоторых свидетелей, якобы подписанты ставили свои подписи под чистыми листами бумаги — наивным селянам сказали, что собирают подписи против строительства железнодорожного переезда. Сейчас прокуратура разбирается, так или это было на самом деле. По некоторым сведениям, получается, что было именно так, и прокуроры думают, как выйти из ситуации, не ударив совсем уж в грязь лицом. Однако, к сожалению, тоже постфактум: гром-то уже прогремел, обыски проведены, люди обижены, репутация заинтересованных лиц страдает.
Опять же вопрос: почему силовыми структурами для подобной проверки был выбран реабилитационный центр, а не, скажем, квартира, попавшая под подозрение о торговле наркотиками? Что мешает начальнику "наркотического" отдела прокуратуры Санкт-Петербурга применять свои "ноу-хау" по отношению к подозрительным жилым помещениям где, возможно, продаются наркотики? Видимо, есть какие-то свои резоны.
Городская прокуратура последовательно обвиняет кого угодно в пособничестве нелегальному бизнесу. Даже журналистов: месяц назад пострадали коллеги с телеканала 100ТВ, обвиненные в необъективном освещении ситуации с силовым проникновением работников прокуратуры в сопровождении СОБРа в лотерейный клуб, расположенный в Колпино и принадлежащий некоему ООО "Техномир", с последующим избиением работника клуба.
Несколько лет назад тогдашний президент Дмитрий Медведев объявил игорный бизнес вне закона. Приходится признать: прокуроры и полиция бодро рванули на давным-давно всем известные "точки" только после отмашки сверху.
По нашим сведениям, в Санкт-Петербурге действует порядка 300 заведений, так или иначе связанных с игорной деятельностью. Упомянутому ООО принадлежит сеть из 30 клубов, не заметить которую не сможет даже самый слепой прокурор, смутно догадываясь, что, видимо, там все-таки "что-то не так". Суды уже плачут от забавного пинг-понга под названием "прокуратура против ООО "Техномир". С чем же связано такое пристальное внимание прокуратуры именно к этой компании? Мы решили обратиться за комментариями непосредственно в организацию, позиционирующую себя как сеть лотерейных клубов.
По словам представителя ООО "Техномир" Алексея Яковлева, российское законодательство позволяет вести лотерейную деятельность, и компания, находясь в четких рамках закона, имея все необходимые разрешения на ведение бизнеса, ни от кого не скрывается. Адреса расположения клубов известны клиентам и проверяющим органам. "К игорному бизнесу наша деятельность не имеет никакого отношения", — говорит юрист. Поражает одна цифра: с момента начала своей деятельности компания подверглась настоящему штурму из различных проверок – более 400.
Проверки (сами бизнесмены называют их обысками и захватами) зачастую сопровождаются мерами устрашения вроде тех же "масок-шоу" с непременными "на пол, лицом вниз" и другими элементами запугивания посетителей. Однако почти все проверки неизменно заканчиваются одним и тем же: изъятием всего оборудования заведения (вплоть до мебельных тумбочек с "признаками игрового оборудования"), а иногда и действиями, выглядящими просто комично: к примеру, сдиранием с окон помещений тонировочной пленки "для отправки ее на экспертизу с целью установления на ней признаков игрового оборудования". Затем – возбуждением административных дел и жалобами владельцев бизнеса на незаконные действия прокуроров. Как закономерный результат такой работы — суды отказывают в рассмотрении дел и признают незаконность притязаний прокуроров, особо подчеркивая в своих решениях некачественную или несвоевременную подготовку работниками прокуратуры процессуальных документов. Только в одном случае было решение суда в пользу прокуратуры о том, что деятельность "Техномира" может быть признана игорной, однако оно также было впоследствии обжаловано в Горсуде.
В то же время, 13 ноября, генеральная прокуратура выносит представление на имя министра внутренних дел, в котором отмечается, что зачастую подготовленные именно сотрудниками МВД "протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях не отвечают требованиям закона, а материалы дел направляются в суды для рассмотрения с нарушениями установленных сроков". Получается, лучше указать надзираемому ведомству на его ошибки в работе, чем устранить такие же ошибки в своем.
По словам Яковлева, ни по одной проверке в ООО "Техномир" ни разу не было проведено ни одной мало-мальски профессиональной экспертизы того, является ли изъятое оборудование действительно игровым, что в обязательном порядке предусматривается действующим законодательством. Вместе с тем, экспертизы оборудования "Техномира", проведенные уже в судах, свидетельствуют о законности деятельности фирмы.
Возвращаясь к ситуации с реабилитационным центром в Усть-Луге, хочется вновь задать вопрос: почему силовому удару подвергаются организации, открыто и законно осуществляющие свою деятельность? К тому же, позиционирующие себя как реабилитационные? Что все-таки мешает устраивать акции устрашения в адрес тех, кто действительно наносит ущерб государству и здоровью нации? Что мешает направить тот же СОБР по многим известным адресам, где торгуют наркотиками, а не лечат от наркозависимости?
Нет сомнений в том, что надзорные органы — и, в первую очередь, защищающая права, жизнь и здоровье человека прокуратура, — необходимы. Однако наблюдателей все больше настораживает то обстоятельство, что в последнее время действия работников прокуратуры напоминают игру в прятки "не по-честному": ищут, ловят и "палочки" бьют за тех, кто особо и не прячется и находится на виду. А вот тех, кто прячется серьезно, да еще и язык из-за дерева показывает, искать как-то не торопятся.
Версия для печати | Обсудить на форуме
Все новости