Комментарий к Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований»
5 июля 2013 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в третьем чтении Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» (далее - Федеральный закон).
Проект названного федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 9 января 2013 года, принят в первом чтении 12 марта 2013 года, во втором чтении 3 июля 2013 года и в третьем – 5 июля 2013 года.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) и в налоговое законодательство.
Законопроект предусматривает комплекс мер, направленных на борьбу с таким явлением, как организация и проведение "договорных" матчей, на предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований, устанавливающих запрет на участие спортсменов, тренеров, спортивных судей, руководителей спортивных команд и других участников официальных спортивных соревнований в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на исход спортивных соревнований.
Федеральный закон изменяет редакцию названия статьи 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов» УК РФ (новое название: «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса») и уточняет предусмотренные ею составы преступлений. Кроме того, Федеральный закон усиливает ответственность за правонарушения, связанные с подкупом участников и организаторов спортивных соревнований.
Федеральный закон № 244-ФЗ дополняется новой статьей 61, устанавливающей требования к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении других азартных игр. Согласно нормам новой статьи 61, организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны принимать ставки и выплачивать соответствующие выигрыши только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность; информировать общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, о выигрышах, выплаченных (подлежащих выплате) по результатам пари, заключенных на официальные спортивные соревнования, завершившиеся с наименее вероятным результатом или исходом; вести учет участников таких азартных игр и предоставлять данные такого учета уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, при осуществлении им этого надзора. Порядок ведения учета и представления данных, их объем и содержание, а также порядок информирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
За неисполнение организаторами азартных игр указанных обязанностей законопроект вводит новую статью в КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность. Так, Федеральный закон дополняет КоАП РФ также статьёй 14.11-1 «Нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр», предусматривая за данные правонарушения административную ответственность должностных и юридических лиц.
Одновременно Федеральный закон вносит дополнение в часть 1 статьи 4.5 «Давность привлечения к административной ответственности» КоАП РФ, устанавливающее двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные мероприятия и проведении иных азартных игр).
Кроме того, Федеральный закон вносит в статьи 23.1 «Судьи», 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях» и 28.7 «Административное расследование» КоАП РФ изменения, направленные на обеспечение механизма реализации норм новых статей.
Рассматриваемым Федеральным законом вносятся следующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Уточняется определение игорного бизнеса, используемого в целях налогообложения налогом на игорный бизнес. Игорный бизнес определяется как предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.
Соответствующие изменения уточняющего характера вносятся в положения в части:
· освобождения от НДС услуг по организации и проведению азартных игр;
· особенностей исчисления налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) по доходам в виде выигрышей;
· перечней организаций, которые не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога и применять упрощенную систему налогообложения.
Устанавливаются также особенности определения налоговой базы по НДФЛ по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе. При определении налоговой базы по таким доходам учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок, служащих условием участия в азартных играх. Суммы выигрышей подлежат налогообложению у источника выплат.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением его отдельных положений, которыми вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Данные положения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, что соответствует положениям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Что изменится в деятельности букмекерских контор после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований»
1. Теперь суммы выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе, подлежат налогообложению у источника выплат (букмекерской конторы). При определении налоговой базы по доходам в виде выигрышей учитываются суммы выигрышей за вычетом сумм ставок, служащих условием участия в азартных играх.
2. Теперь деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. Как известно, отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются в том числе Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
3. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны принимать ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность.
4. За прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность– наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
5. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны информировать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных и законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне общероссийскую спортивную федерацию по соответствующему виду спорта и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, о выигрышах, выплаченных или подлежащих выплате по результатам пари, заключенных на официальные спортивные соревнования, завершившиеся с наименее вероятным результатом или исходом. Такая информация должна быть представлена не позднее тридцати дней со дня проведения соответствующего официального спортивного соревнования.
6. За нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе установленного порядка информирования общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, о выигрышах, выплаченных или подлежащих выплате по результатам пари, заключенного на официальное спортивное соревнование, завершившееся с наименее вероятным результатом или исходом – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
7. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязаны вести в букмекерских конторах и тотализаторах учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования, и представлять с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных всю информацию такого учета в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, при осуществлении им этого надзора. Порядок ведения учета и представления данных, их объем и содержание устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. З нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе установленного порядка учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Версия для печати | Обсудить на форуме
Все новости