РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
vsesystemy.comhttps://ces777.ru/slot-soft.rudominator.bizcкачать 1xBet на Андроидwww.bestchange.ruintercash-world.com
rarib.ru
rarib.ru

«Война» силовиков и арбитраж Президента

Другие новости
28.02.2011

 

Президент России Дмитрий Медведев вмешался в конфликт между СКР и Генпрокуратурой, усугубленный ситуацией вокруг разоблачения подпольных казино в Подмосковье. Глава государства косвенно раскритиковал Генерального прокурора Юрию Чайку, при этом стало известно об увольнении заместителя директора ФСБ РФ Вячеслава Ушакова. Официально отставка последнего не связывается с событиями в Московской области. Однако неофициально источники в СМИ дают понять, что это – результат вмешательства президента.

Конфликт «силовиков» в Подмосковье стал самым ярким проявлением борьбы между СКР и Генпрокуратурой, несмотря на недавнее окончательное отделение следствия от прокуратуры. СКР и ФСБ заподозрили прокуратуру и ГУВД Московской области в прикрытии сети нелегальных казино на территории области, а также незаконном получении в аренду земельных участков через посредничество ряда частных компаний, якобы близких к подмосковным силовикам. СКР принимал постановления о возбуждении уголовных дел, отстранении подозреваемых от должности (в частности заместителя прокурора Московской области и главы Красногорского района), однако прокуратура эти решения отменяла. В ситуацию вмешался генпрокурор Юрий Чайка, который назвал действия мособлпрокуратуры законными. А начальник главного управления Генпрокуратуры РФ по надзору за следствием Андрей Некрасов назвал позицию СКП «глумлением над Конституцией».

Это далеко не первый конфликт между СКП и Генпрокуратурой: он воспроизводится регулярно с момента отделения следствия и уже не первый раз носит политизированный характер. Достаточно вспомнить такие резонансные дела как дело против замминистра финансов Сторчака или дело против генерала Бульбова – «правой руки» бывшего главы ФСКН Виктора Черкесова. (в частности, если следствие «раскрутило» дело Бульбова, то прокуратура в ответ отказывалась утвердить предъявленное ему обвинение). С 2006 года прокуратура пыталась вернуть себе некоторые функции по надзору и контролю, однако это удалось лишь частично. В итоге Кремль пришел к выводу, что СКР должна быть окончательно выведена из системы прокуратуры, что может стать первым шагом к созданию единого следственного комитета. Однако пока эти намерения ограничиваются проблемами выведения следственных органов из других силовых структур, в том числе из МВД, находящегося в состоянии реформы.

Однако новизна нынешнего конфликта состоит в том, что впервые он касается не локальных уголовных дел, либо отдельных персоналий (например, как конфликт между генпрокуратурой и СКР по поводу Анатолия Багмета, которого Чайка несколько лет пытался уволить, добившись в итоге лишь его понижения в должности), а напрямую затрагивает вертикаль прокурорской системы, дискредитируя ее региональных представителей. Получается, что при отделении СКР от прокуратуры, в действительности риски эскалации конфликтов только выросли. СКР стала независимой структурой, более амбициозной и располагающей большими возможностями для действий в отношении своих объектов преследования.

На прошедшей неделе президент вмешался в конфликт, осадив обе стороны. На первый взгляд, больше досталось прокуратуре. Выступая на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов, Медведев сказал, что закон один для всех и те, кто его преступает, должны нести ответственность независимо от занимаемой должности и места работы: «В прокуратуре, МВД, ФСБ или в другой государственной структуре». Он также заявил о недопустимости «прикрывать своих» - явный намек на позицию Генпрокуратуры. Как результат, Генпрокуратура отстранила от должности прокурора Московской области Александра Мохова и пообещала провести во всех регионах комплексную проверку правоохранительных органов, которые должны противодействовать игорному бизнесу в регионах.

Публичная позиция в отношении ФСБ и СКР была более сдержанной. Медведев лишь указал, что «ни в коем случае нельзя делать выводы о виновности или невиновности людей до объявления приговора суда». Он призвал следствие вести дела «строго в рамках закона и при соблюдении всех надзорных процедур, но идти тихо, спокойно». Наконец, Медведев назвал недопустимым давление на следствие, привлекая СМИ. «Тот, кто будет в этом замечен, будет уволен, независимо от чинов и званий»,— пообещал президент.

По данным «Ведомостей», Медведев еще раз вернулся к этой теме в конце совещания: он дал понять, что руководство страны должно быть в курсе подобных событий, но устраивать публичные разборки непозволительно, это наносит урон престижу государственной власти. По словам источника газеты, Медведев явно выступил в поддержку Юрия Чайки: сейчас прокуратура подвергается атаке со стороны поднадзорных ведомств, которые стремятся расширить пределы собственных полномочий.

Однако в действительности положение Чайки далеко не однозначно. В СМИ появились слухи о его возможной отставке, что с одной стороны, - следствие конкуренции между силовиками, однако, с другой стороны, - признак политической слабости позиции. Положение Чайки остается уникальным с момента его прихода на пост генпрокурора в 2006 году. В отличие от остальных «силовиков», он единственный, кто не принадлежат ни к одной из групп влияния и сохраняет дистанцию от «путинской» команды. Напомним, что его назначение в 2006 году произошло на фоне ожесточенной «войны силовиков»: Чайка сменил Владимира Устинова, который стал одной из ключевых фигур в войне между ФСБ и ФСКН РФ. В течение последующих 2 лет происходили крупнейшие трансформации в силовой среде. Два противоборствующих лагеря были фактически расформированы. Первый был представлен главой ФСКН Виктором Черкесовым, который был уволен в 2008 году, возглавив Рособоронпоставку (оттуда он также был уволен в прошлом году, притом, что структура, в которой он находился 2 года, так и не заработала полноценно). Черкесов пользовался поддержкой главы ФСО Юрия Мурова и руководителя службы безопасности президента Виктора Золотова. После ухода Устинова с поста Генпрокурора, Чайка стал своего рода «естественным союзником» двух последних фигур, однако об их аппаратно-политической активности после «войны силовиков» ничего не известно. Примечательно только, что в прошлом году в СМИ активно обсуждались слухи о возможной отставке Мурова (ему исполнилось 65 лет, что является предельным возрастом). Однако, судя по всему, внутри тандема так и не был найден консенсус относительно преемника Мурова, и контракт нынешнего директора ФСО был продлен – вполне традиционная тактика «откладывания» проблемы из-за невозможности ее решения.

Важнейшим политическим союзником Чайки остается только Медведев, который изначально пришел на пост президента без адекватной возможности продвижения собственных кадров в силовых структурах. Поэтому, как казалось, выстраивается обоюдовыгодной союз, тем более что именно прокуратура должна была стать главным инструментом президента в борьбе с коррупцией. Чайка в 2008-2009 году также весьма активно демонстрировал либеральный дрейф в своих высказываниях и инициативах. Однако возникает вопрос, насколько надежды президента на прокуратуру в антикоррупционной тематике оказались оправданы – с учетом ограниченности политических возможностей Чайки.

Однако с ФСБ и СКР все еще сложнее. Лагерю Черкесова-Мурова-Золотова во время «войны силовиков» противостоял лагерь Сечина-Патрушева, который также сильно трансформировался в последние два года, но при этом не стал ближе к Медведеву. Сечин теперь отвечает за ТЭК, Патрушев – в Совете безопасности, при этом оставив на посту директора ФСБ своего преемника Александра Бортникова. Во главе же СКР находится однокашник Путина Александр Бастрыкин. Медведеву понадобилось достаточно много времени, чтобы решиться на кадровые перестановки в ФСБ, тем более на столь политически решительный шаг как увольнение замдиректора ФСБ с «негативной» формулировкой.

Через несколько часов после совещания у президента, пресс-секретарь Наталья Тимакова сообщила, что «за допущенные недостатки в работе и нарушение служебной этики» президент уволил замдиректора ФСБ генерал-полковника Вячеслава Ушакова. Неофициально информагентства со ссылкой на свои источники, уточнили, что генерал уволен именно из-за скандала в Подмосковье: на него возложена ответственность за заявление ЦОС ФСБ России о том, что руководство областной прокуратуры покровительствовало нелегальному игорному бизнесу, а также попадание в газеты документов и фотографий, изобличающих прокуроров в расходах, не соответствующих их зарплатам и недопустимых для прокурорского работника неслужебных связях с владельцем игорного бизнеса Иваном Назаровым. В ФСБ эту информацию опровергли: «Прямой или косвенной связи увольнения Ушакова с делом о незаконном игорном бизнесе в Московской области нет». Как заявил «Ведомостям» анонимный чиновник, Ушаков не докладывал о некоторых своих контактах руководству и был вовлечен в коммерческую деятельность. 24 февраля «Независимая газета» представила и другую версию: якобы в Кремле вызвало сильнейшее раздражение шикарное празднование дня рождения Ушакова, на что якобы было потрачено, по разным данным, от $100 тысяч до $1 млн (последнюю цифру называет Life News со ссылкой на источник, близкий к Ушакову).

Ушаков считается человеком Патрушева. До прихода на нынешнюю должность он в конце 90-х годов работал полпредом президента в Карелии. Тогда главой УФСБ по Карелии был Николай Патрушев. Человек, близкий к администрации президента, признался «Ведомостям», что в начале февраля Ушаков отметил 60-летний юбилей и получил от президента разрешение на продление предельного срока службы. Если претензии к нему и возникли, то в последние две недели, уверен собеседник «Ведомостей». Чиновник Кремля напоминает, что с такой жесткой формулировкой при Медведеве был уволен только советник президента Михаил Лесин — тогда недовольство вызвало монопольное положение компании «Видео интернешнл» на рынке рекламы, из-за чего страдали интересы самого Кремля, — а также мэр Москвы Юрий Лужков, попытавшийся, по утверждениям СМИ, поссорить президента с председателем правительства. По словам сотрудника ФСБ, Ушаков как замдиректора ФСБ курировал в последнее время следствие и информационное обеспечение ФСБ, в том числе и центр общественных связей. Беспрецедентное публичное снятие Ушакова может иметь и иные причины, например, начало более глубоких кадровых перестановок в силовых структурах накануне нового избирательного цикла, а история с подмосковным скандалом просто пригодилась как повод, говорит сотрудник ФСБ.

Принято считать, что Медведев имеет слабые позиции в отношениях с силовиками и ограничен в возможностях кадровых и структурных изменений. Однако практика показывает, что ситуация далеко не так однозначна. Арбитраж Медведева, не будучи лично связанного с руководителями силовых структур, оказывается даже более эффективным: «разводить» не «своих» людей проще, чем искать компромиссы между «близкими» фигурами, как это был вынужден делать Путин. Психологически для Медведева гораздо проще лично вмешиваться и увольнять, «ставить на место» руководителей, к которым есть претензии – другое дело, что, как и ранее, в правящей диархии ведущую роль играет Путин, что продолжает ограничивать возможности президента. В то же время Медведев ищет возможности для расширения своего влияния. Поддерживая ФСБ как главный антитеррористический центр, лично присутствуя затем на заседании НАК, он «приподнимает» статус ФСБ в системе правоохранительных органов, но при этом демонстративно увольняет одного из руководителей ведомства, к которому у него возникли персональные претензии. И судя по всему, Путин позволяет своему преемнику действовать именно по этой схеме, тем более что все непосредственно связанные с ним фигуры в данных скандалах не участвуют.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий



Адрес источника: Политком.Ру
Просмотрено: 2684 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости