РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
vsesystemy.comhttps://ces777.ru/slot-soft.rudominator.bizcкачать 1xBet на Андроидwww.bestchange.ruintercash-world.com
rarib.ru
rarib.ru

Правомочен конструктивный диалог

Другие новости
15.04.2011

20 апреля с очередным ежегодным отчётом о деятельности Правительства перед парламентариями выступит премьер-министр Владимир Путин.

 

Согласно Конституции

Это будет уже третий отчёт Председателя Правительства перед депутатами. Сама по себе новая политическая традиция родилась в 2008 году. А появилась она после того, как, выступая 5 ноября 2008 года со своим первым после избрания на должность главы государства Посланием Федеральному Собранию, Дмитрий Медведев выдвинул ряд инициатив по изменению законодательства в сфере государственного строительства. Тогда, в частности, он предложил некоторые изменения в области законодательства о выборах, о сроках конституционных полномочий Президента и Государственной Думы, увеличив их до шести и пяти лет соответственно, а также о расширении конституционных прав Федерального Собрания, отнеся к предметам ведения Государственной Думы контрольные функции в отношении исполнительной власти и установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться перед депутатами по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.

Очень быстро из Аппарата Президента в Государственную Думу поступил соответствующий законопроект, который 21 ноября 2008 года был принят палатой и через пять дней одобрен Советом Федерации. В связи с тем, что для принятия этого закона необходимо было внести поправки в Конституцию, потребовалось его одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, что и было сделано. 31 декабря 2008 года Закон Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» вступил в силу. Теперь пункт «а» части 1 статьи 114 Конституции России выглядит так: Правительство Российской Федерации «разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, по­ставленным Государственной Думой».

Первый отчёт Правительства состоялся уже через несколько месяцев, в марте 2009 года. И, думается, найденная формулировка – политическая традиция – самая удачная характеристика этого события. Дело в том, что выработанная процедура проведения отчёта: доклад премьер-министра, вопросы к нему депутатов, выступления представителей политических партий, представленных в парламенте, не заканчивается прямым голосованием по докладу на предмет его одобрения или утверждения. В соответствии с Регламентом Государственной Думы, депутаты принимают постановление, в котором, как уже показала практика, высказывают своё отношение к деятельности Правительства. Никакого отношения к статье 117 Конституции России, где одной из частей предусмотрена возможность выражения недоверия Кабинету министров Государственной Думой, всё это не имеет. Для этого Регламентом палаты предусмотрена совершенно иная процедура.

Да и не в этом заключается ценность появления такой конституционной нормы, как отчёт Правительства перед депутатами. Помимо того что сама по себе форма отчёта является усилением контрольных функций Федерального Собрания, это ещё и удачно воплощённая в жизнь традиция прямого демократического общения на российском политическом олимпе, прямая связь Правительства и парламента. Это возможность для депутатов именно в таком режиме выслушать премьера и приехавших вместе с ним в Государственную Думу министров, задать свой вопрос и сразу же получить на него ответ. Такой конструктивный диалог проходил в марте 2009 года, когда состоялся первый отчёт Правительства, такой же был и 20 апреля прошлого года. Нет никаких оснований предполагать, что на следующей неделе диалог премьера и парламента сложится в ином ключе.

Однако трудно сказать, окажется ли этот разговор премьера с Государственной Думой последним отчётом Правительства Владимира Путина. Видимо, уже сложилась традиция проводить подобные встречи в апреле. В следующем году к этому времени в стране пройдут президентские выборы. Правительство, согласно Конституции, в любом случае должно сложить свои полномочия перед новым главой государства. Но ничто не мешает Кабинету министров представить свой отчёт парламенту до президентских выборов, в феврале, например. Впрочем, не будем заглядывать так далеко вперёд.

 

В тот же день год назад

20 апреля 2010 года Председатель Правительства Владимир Путин представил в Государственной Думе очередной ежегодный отчёт о деятельности Правительства России. Перед премьером тогда стояла весьма трудная задача. Россия ещё ощущала влияние мирового экономического кризиса. Он чувствовался во всём: и в количестве безработных, и в росте цен, и в сокращении бюджетных расходов. Ясно было, что депутаты из оппозиционных фракций не преминут этим воспользоваться. Да и заглянуть вперёд в такой непростой экономической ситуации, что-то обещать парламентариям было сложно. И потому отчёт этот оказался больше докладом о реализации антикризисных мер. И вот здесь премьеру было что сказать законодателям, как бы скептически некоторые из них ни были настроены. Было – потому что экономическая ситуация в стране уже вышла из разряда «очень сложной» и хотя на тот момент не приблизилась даже к категории «благополучной», у Правительства уже имелись некоторые успехи, которыми Владимир Путин поделился с депутатами. Успехи касались именно антикризисных мер.

Премьер говорил о том, что Правительству удалось избежать так называемого секвестра, то есть фронтального урезания всех статей бюджета подряд, хотя какие-то отдельные государственные расходы и были сокращены. По сути, заявил он, был сохранён запланированный объём бюджета. Его лишь перераспределили в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране. Половина бюджета в 2009 году была направлена на оплату труда, пенсии, социальные пособия, образование, здравоохранение и жильё, то есть в те сферы, которые определяют качество жизни людей. Это значительно больше, чем в 2008 году. И в три раза больше средств, чем в прежние годы, было вложено в развитие национальной экономики, а также в поддержку высокотехнологичных отраслей. В значительно большем объёме выделялись средства на обеспечение боеготовности армии и флота, на покупку вооружений и военной техники. Но главным в отчёте, повторимся, был всё же социально-экономический аспект. И потому большую часть доклада Владимира Путина составляли такие темы, как повышение пенсий, демографический рост, борьба с безработицей, меры, предпринимаемые для сохранения основных социальных программ, поддержка здравоохранения, решение проблем образования. Но премьер не обошёл и сферы сугубо экономические, где антикризисные меры, по его мнению, тоже дали определённый позитивный результат. Причём такой результат, который уже тогда, год назад, позволил Владимиру Путину заявить, что российская экономика всё увереннее демонстрирует признаки восстановления, рецессия закончилась. И более того: сложились очень неплохие стартовые условия для дальнейшего движения вперёд. Обозначил премьер и направления этого движения, которые Правительство считало в тот момент главными на ближайшие два года: возвращение экономики на траекторию устойчивого роста; обеспечение макроэкономической стабильности и повышение эффективности бюджетных расходов; формирование нового промышленного потенциала и поддержка инноваций. И пожалуй, по словам премьера, главное – качественное развитие отраслей, ориентированных на человека.

Вряд ли в ходе предстоящего отчёта Владимиру Путину придётся много говорить о мерах по преодолению антикризисных явлений, хотя совсем без этого, вероятно, не обойдётся. А вот то, как решались задачи, которые поставило себе Правительство в 2010-м на двухгодичную перспективу, вполне возможно, и станет основной частью отчёта.

 

Помимо этого

О чём ещё будет говорить на следующей неделе Владимир Путин? Контуры некоторых возможных тем просматриваются уже сегодня. Они обозначились в ходе многих встреч и дискуссий в Правительстве, в том числе и встреч премьера с лидерами парламентских партий и фракций. Как выяснилось, например, в недавней беседе с руководством партии «Единая Россия», Владимир Путин намерен в своём выступлении поразмышлять над решением проблем, возникающих у школьных учителей и вообще уделить внимание вопросам образования. По словам премьера, он дал поручение Министерству образования и науки начать работу по подготовке новой программы, направленной на укрепление общеобразовательного пространства страны. Немалое место в ней займёт решение непростой задачи по определению судьбы малокомплектных школ, которые дорого обходятся бюджетам всех уровней, а качество образования в них далеко не всегда отвечает современным требованиям. Задача поставлена таким образом, чтобы и школы не закрывать, и качество образования поднять. Тревогу премьер-министра вызывает и разница в средней зарплате по экономике и учителей.

На встречах такого же уровня поднимались и другие вопросы: о ценах на продовольствие и ситуации в аграрном секторе, проблемах коррупции, диспропорциях в системе оплаты труда и в региональном развитии. Вполне резонно предположить, что эти актуальные для страны темы будут рассмотрены в предстоящем отчёте.

И наконец, нельзя исключать, что в своём докладе Владимир Путин обозначит некоторые аспекты социально-экономической стратегии на период до 2020 года, предварительные результаты экспертизы которой были рассмотрены на недавнем совещании у премьер-министра. Например, такие, как состояние рынка труда, развитие системы охраны здоровья граждан, подготовка кадров и многое другое. Владимир Путин при этом заметил, что при выборе любого варианта мы должны исходить из необходимости безусловного выполнения наших социальных обязательств перед гражданами страны. Надо полагать, что и этот тезис будет услышан депутатами на следующей неделе в зале пленарных заседаний Государственной Думы.

 

мнения фракций

Ждём программы на перспективу

Надежда Герасимова, заместитель Председателя Государственной Думы, фракция «Единая Россия»:

«Думаю, что в своём выступлении Председатель Правительства коснётся итогов прошлого года, а также формирования бюджета 2012–2014 годов. На 2011–2012 годы заложены большие средства на модернизацию всех учреждений здравоохранения. К сожалению, до сих пор подписаны не все соглашения между субъектами Федерации и Правительством по распределению этих средств. Это проблема регионов, которые не готовы к использованию больших финансовых средств федерального Центра. Скоро закончится апрель, а подписана только половина соглашений. А ведь необходимо время для того, чтобы провести конкурсы. Таким образом, на работу останется четыре-пять месяцев, будут переходящие остатки средств. Конечно, это станет предметом разговора с Владимиром Путиным.

В отчёте речь будет идти и о том, что этот год – последний в работе не только Государственной Думы этого созыва, но и Президента страны, и Правительства. В следующем будет избран глава государства, определён новый состав Правительства. Начнёт работу новый созыв Государственной Думы. Полагаю, что это итоговое выступление Владимира Путина должно стать программным документом на перспективу. Мне кажется, что главной темой выступления будет то, что нам удалось сделать и какие задачи предстоит решать в ближайшем будущем».

 

Шансы на решение социальных проблем

Оксана Дмитриева, член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, первый заместитель руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:

«Прежде всего мне бы хотелось услышать, как Правительство собирается использовать благоприятную экономическую конъюнктуру. В очередной раз нам повезло. Очень высокие цены на нефть дают реальные шансы решить социальные проблемы и совершить структурный сдвиг в пользу инновационных отраслей. Собирается ли Правительство отказываться от губительной финансовой политики, когда нефтяные доходы вкладывают в чужую экономику, либо оно станет использовать эти возможности на благо своей страны? Вот главный вопрос, ответ на который я хотела бы услышать.

Не думаю, что отчёт будет похож на предыдущие, поскольку он происходит в «пиковый» период, в преддверии думских и президентских выборов. В некоторых вопросах Правительство всё-таки вынуждено признать свои ошибки. В частности, это страховые взносы, их повышение до 34 процентов и отказ от индексации зарплаты бюджетников. В 2009 и 2010 годах она вообще не индексировалась, а в текущем – запланирована очень низкая индексация – 6,5 процента. Так что надеюсь, что это, с одной стороны, будет отчёт, а с другой – пересмотр бюджета 2011 года».

 

Разговор будет жёстким

Иван Мельников, заместитель Председателя Государственной Думы, член фракции КПРФ:

«От отчёта Правительства мы ждём, как бы это странно ни звучало, – отчёта. Причина так говорить – проста. Обычно подобное выступление является отчётом лишь формально, а по существу превращается в либеральный политес.

Нам, депутатам, объясняют видение Правительством путей развития экономики и социально-экономической политики, в большинстве случаев напрочь игнорируя те наказы, которые звучали в Государственной Думе в прошлый раз, и даже забывая собственные ранее поставленные задачи. Что это означает? То, что Правительство крайне плохо слышит мнение народа, интересы которого мы представляем в парламенте. Так что разговор будет жёстким.

Растёт инфляция, государственный долг, капитал утекает за границу с опережением прошлогоднего графика. А главное – усиливается имущественное расслоение. Ссылки на мировой финансовый кризис больше не пройдут. Все индикаторы сигналят, что состояние нашей экономики определяется внутренним кризисом, а не внешними условиями. Фракция КПРФ выступает за откровенность, потому ждёт от Правительства признания ошибок и будет настаивать на смене курса. Уже несколько лет декларируется необходимость снижения сырьевой зависимости, а некоторые наши министры смотрят на ливийскую драму как на манну небесную и хлопают в ладоши от того, что цена на нефть снова растёт. Пять наших письменных вопросов мы уже направили в Правительство, они также размещены на нашем сайте. Затронута в основном отраслевая тематика: посевная, авиация, образование, оборонка, налоговая система. Будут вопросы и во время прений. С нашим видением состояния дел и предложениями выступит лидер партии Геннадий Зюганов».

 

Обсудить вопросы, которые волнуют всех

Максим Рохмистров, член Комитета Государственной Думы по собственности, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР:

«Хотелось бы, чтобы состоялся нормальный диалог, обсуждение тех проблем, которые сейчас волнуют всех. Потому что отчёты в духе съездов КПСС на самом деле уже приелись всем. В частности, депутатам, которые слушают в Государственной Думе бравурные отчёты министров, а затем выезжают в регионы и на местах видят совершенно другие ситуации. Фракция ЛДПР неоднократно озвучивала многочисленные проблемы, касающиеся администрирования, поддержки реального сектора экономики. Хотелось бы поговорить и о вопросах коррупции, в борьбе с которой, к сожалению, успехов больших не наблюдается. Естественно, надеемся услышать и о решении проблем безработицы, исполнения бюджета за счёт нормального собирания налогов, а не «обдирания» производителей. Хотелось бы, чтобы в докладе прозвучали вопросы, которые волнуют граждан, а не достижения, а также приглашение Председателем Правительства всех политических сил, в том числе оппозиционных партий, к решению злободневных проблем. Опыт показывает, что с коррупцией и контролем за исполнением тех или иных поручений, к сожалению, собственными силами исполнительная власть справиться не может. И примеров этому более чем достаточно. Например, действие закона об игорном бизнесе. Практически все основные фигуранты, виновные в его «крышевании», как следует из СМИ, оказались ни при чём. Это – пример неэффективной работы, в том числе парламента. Мой парламентский запрос по нарушению реализации закона об игорном бизнесе по Рязанской области уже два месяца не могут вынести на рассмотрение. А на заседание комитета, для того чтобы дать пояснения, был приглашён тот человек, в отношении которого и направлен данный запрос. Пока мы контроль поручаем тем людям, которых самих надо контролировать, никаких положительных результатов не будет. Фракция определится­ со своими вопросами к Председателю Правительства непосредственно перед заседанием. Мы никогда их ни с кем не согласовываем и раньше времени не озвучиваем. Это традиция фракции ЛДПР. Конечно, мы хотели бы получить на них обстоятельные ответы».



Адрес источника: Парламентская газета
Просмотрено: 1943 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости