Все системы

Монополия на азарт (Украина)

Игорный бизнес в странах СНГ
25.10.2012

 

Новый закон разделил рынок лотерей между несколькими частными компаниями


Многомиллионные джек-поты — лишь незначительная часть от тех денег, которые наши соотечественники тратят на лотерейные билеты.

Вопреки устоявшемуся мнению выпуском государственных лотерей занимается вовсе не государство, а несколько частных компаний. Новый закон лишь закрепляет эту ситуацию и фактически закрывает рынок для новых компаний.

Особенности лотерей

В июне 2009 г. вступил в силу закон «О запрещении игорного бизнеса в Украи­не», согласно которому на территории нашего государства не разрешается ведение игорного бизнеса и участие в азартных играх. В соответствии с законом игорный бизнес — это деятельность, связанная с организацией, проведением и предоставлением возможности доступа к азартным играм в казино, на игровых автоматах, компьютерных стимуляторах, в букмекерских конторах, интерактивных заведениях и электронном казино независимо от местонахождения сервера. Основным признаком азартной игры является ее платность, а также то, что возможность получить выигрыш поставлена в зависимость только от случайности.

По своей сути лотерея полностью соответствует указанным признакам азартных игр, однако по закону к ним не относится, поэтому деятельность по организации и проведению лотерей не запрещена. Казалось бы, законодатель оставил для субъектов хозяйствования, ранее занимавшихся игорным бизнесом, широкое поле для деятельности в сфере лотерей. Однако 6 октяб­ря текущего года вступил в силу закон «О государственных лотереях в Украине», которым запрещается проведение каких-либо других лотерей, кроме государственных.

Осуществлять такую деятельность имеют право только операторы государственных лотерей, получившие соответству­ющие лицензии. И вот тут-то начинается самое интересное. Операторами государственных лотерей согласно ст.6 закона могут быть юридические лица, зарегистрированные на территории Украины. Кроме того, они должны отвечать ряду требований: минимальный размер их уставного капитала не может быть меньше установленного НБУ для банков (120 млн грн.), должны быть созданы постоянно действующие отделенные подразделения в каждом населенном пункте, в котором проживает свыше 500 тыс. человек, а также пункты распространения государственных лотерей в каждом населенном пункте, где свыше 5 тыс. жителей, но не меньше 5 тыс. пунк­-тов распространения и т.п.

Новых здесь не ждут

Никаких ограничений относительно того, что операторы должны быть предприятиями государственной формы собственности или государству должна принадлежать хотя бы часть акций компании, закон не содержит. То есть фактически под прикрытием государства на рынке монопольно работают бизнесмены, делающие на этом сумасшедшие деньги.

Основное требование к операторам государственных лотерей, которое препятствует выходу новых субъектов хозяйствования на данный рынок, — это то, что необходимо иметь 10-летний опыт выпуска и проведения государственных лотерей в Украине на момент обращения за получением лицензии (ч.6 ст.6 закона).

Следует отметить, что со 2.06.2005 и вплоть до 6.10.2012 (даты вступления в силу закона «О государственных лотереях в Украине») действовал мораторий на выдачу лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, что, вопреки требованиям действующего законодательства, ограничивало конкуренцию в осуществлении этого вида хозяйственной деятельности. Таким образом, теоретически претендовать на получение лицензии оператора государственной лотереи теперь могут только те лица, которые получили соответствующие лицензии до июня 2005 г. В соответствии с ч.4 ст.14 закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» лицензия на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности выдается на неограниченный срок. Вместе с тем Кабмин по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования может ограничить срок действия лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, но этот срок не может быть меньше 5 лет. Постановлением Кабмина определено, что срок действия лицензий на осуществление дея­тельности по выпуску и проведению лотерей составляет 12 лет.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минфина, на сегодня лицензию на деятельность по выпуску и проведению лотерей имеют четыре субъекта хозяйствования: предприятие со 100% иностранных инвестиций «Украинская Национальная Лотерея», ООО (!) «М.С.Л.», ЧАО «Патриот», ПАО «Державний ощадний банк України». При этом «Ощадбанк» не выпускает лотереи, поэтому фактически на рынке остаются 3 игрока.

Срок действия лицензий всех указанных субъектов заканчивается в феврале — марте 2013 года, что и обусловило необходимость принятия закона о государственных лотереях, который фактически продлил срок монополии действующих операторов. При этом потребители лотерейных услуг введены в заблуждение законодателем, поскольку, покупая государственную лотерею, они считают, что ее выпускает именно государство, в то время как в действительности это частный бизнес ограниченного круга лиц, который перекрыл дорогу всем остальным желающим заниматься такой же деятельностью. При этом нивелируются нормы Конституции, гарантирующие обеспечение государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности, устанавливающие запрет на неправомерное ограничение конкуренции и право каждого заниматься незапрещенным видом предпринимательства.

Законом установлено, что размер призового фонда государственной лотереи, который подлежит розыгрышу между участниками игры для определения победителя, должен составлять не меньше 50% суммы доходов, полученных от принятия ставок. Таким образом, оставшиеся 50%, за вычетом расходов на уплату налога и других обязательных платежей, являются чистой прибылью указанных компаний. Государство от такой деятельности получает только отчисления в бюджет в виде налога на прибыль, который платят операторы лотерей, и налога с доходов физических лиц — победителей лотерей.

Подводя итоги, следует отметить: устанавливая правила игры, законодатель должен обеспечить хотя бы номинальное равенство игроков. В противном случае надеяться на соблюдение этих правил как минимум нелогично.



Адрес источника: Закон i Бiзнес
Просмотрено: 1866 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости