Первые игровые автоматы в Республике Беларусь были установлены в конце 80-х годов, а в 1992 г. было открыто первое казино, однако игорный бизнес в стране начал развиваться относительно недавно в 2009 г. На сегодняшний день на территории республики в игорном бизнесе задействованы около одной тысячи компаний.
В Республике Беларусь разрешена деятельность четырех видов игорного бизнеса: содержание букмекерской конторы, залы игровых автоматов, тотализатор и казино.
Помимо этого, разрешены организация и проведение шести видов азартных игр: букмекерская, в карты, кости, на игровых автоматах, тотализатор и рулетка.
Предпринимательская деятельность в сфере игорного бизнеса регулируется решениями Президента РБ, законами и другими нормативно-правовыми актами. Совет Министров РБ утверждает положения о порядке содержания букмекерской конторы, казино, тотализатора, зала игровых автоматов, а также правила организации и проведения азартных игр на территории Республики Беларусь.
Нормативные акты, регулирующие игорную деятельность:
Деятельность в сфере игорного бизнеса осуществляется юридическими лицами РБ на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого Министерством по налогам и сборам (орган лицензирования).
Для получения лицензии соискатель подает органу лицензирования:
1. заявление о выдаче лицензии с указанием:
2. копии учредительных документов юридического лица, документа, удостоверяющего проведение государственной регистрации юридического лица;
3. документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии.
Заявление должно быть рассмотрено органом лицензирования в течение 15 рабочих дней начиная с дня приема документов. Этот срок может быть увеличен на период проведения оценки и экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к ней документов принимается решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче.
Стоимость выдачи специального разрешения (лицензии) для всех видов игорного бизнеса одинаковая — 500 базовых величин, что в 2015 году, согласно бюджетному законодательству Беларуси, составило BYR 90 млн (около $ 4800).
Срок действия лицензии — 10 лет.
К соискателям лицензии и лицензиатам Министерство по налогам и сборам выдвигает следующие лицензионные требования и условия.
Особым лицензионным требованием является выполнение работ (предоставление услуг), являющиеся составляющими лицензионной деятельности, в игорных заведениях, местонахождение которых указано в лицензии.
В случае выявления Министерством по налогам и сборам, или иным государственным органом, нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании игорного бизнеса, орган лицензирования выносит лицензиату требование об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения, который не может превышать 6 месяцев. После устранения нарушений лицензиат в письменной форме уведомляет об этом орган лицензирования, который принимает решение о восстановлении действия лицензии. Лицензия восстанавливается со дня принятия решения органом лицензирования.
Если в установленный срок нарушения не устранены, Министерство по налогам и сборам принимает решение о приостановке действия лицензии на срок до 6 месяцем, о чем письменно уведомляет лицензиата не менее чем за 5 рабочих дней до приостановки. В случае не устранения нарушений в установленный срок, орган лицензирования прекращает действие лицензии.
Лицензия аннулируется по решению:
1. Министерства по налогам и сборам, если:
2. Суда — в случае принятия незаконного решения о выдаче лицензии. Решение суда направляется в Министерство по налогам и сборам, которое уведомляет об этом лицензиата, с указанием оснований и даты аннулирования лицензии.
Если решение о приостановке, прекращении действия или аннулировании действия лицензии судом признано неправомерным, Министерство по налогам и сборам, в установленном законодательством порядке восстанавливает действие лицензии, о чем уведомляет лицензиата.
Контроль деятельности и соблюдения законодательства в сфере игорного бизнеса совершает Министерство по налогам и сборам и его территориальные органы, а также органы Комитета государственного контроля.
Кодекс РБ об административных правонарушениях содержит ст.12.1 «Нарушения законодательства в сфере игорного бизнеса». Предусмотренные этой статьей правонарушения можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от строгости предусмотренного наказания.
1. Существенным штрафом, который может достигать 200 базовых величин (базовая величина в 2015 году — 180 000 белорусских рублей), что может быть объединено с конфискацией игорного оборудования, полученного дохода или денежных средств, которые являлись ставкой в азартной игре, наказываются такие действие субъектов хозяйственной деятельности:
2. Помимо этого, за такие правонарушения возможно также привлечение к ответственности должностного лица организатора азартных игр, — предупреждение или штраф до 50 базовых величин:
3. Предупреждением или штрафом, в размере до 50 базовых величин караются:
4. Прочие возможные нарушения должностного лица организатора азартных игр требований законодательства в сфере игорного бизнеса караются предупреждением или штрафом, в размере до 20 базовых величин.
Ст. 12.7 «Незаконная предпринимательская деятельность» кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает строгие штрафы (до 500 базовых величин) с возможной конфискацией игорного оборудования, полученного дохода, — для юридических лиц, совершающих деятельность в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) или за нарушение условий совершения деятельности в сфере игорного бизнеса, предусмотренных лицензией, если в этих действиях нет состава преступления.
Если незаконная предпринимательская деятельность дала возможность получить доход в крупном размере и больше (более 1000 базовых величин), то подлежит применению ст. 233 криминального кодекса РБ, устанавливающего криминальную ответственность за предпринимательскую деятельность, которая совершается без государственной регистрации или без лицензии, если ее наличие является обязательным по закону.
В Республике Беларусь деятельность в сфере азартных игр облагается специальным налогом на игорный бизнес.
Объектами налогообложения налогом на игорный бизнес определяются:
Под разницей между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей или возвращенных несыгранных ставок подразумевается:
До установки и использования соответствующего имущества, являющегося объектом налогообложения, необходимо провести его регистрацию в налоговых органах по месту взятия на учет, с обязательной выдачи свидетельства о регистрации общего числа объектов.
В свидетельстве указывается количество объектов и их местонахождение. Одновременно с выдачей свидетельства, налоговым органом выдается копия свидетельства для заключения договора на подключение игорного оборудования к Специальной Компьютерной Кассовой Системе, а также заверенные налоговым органом копии свидетельства соответственно количеству игорных заведений.
Для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговый орган, подаются такие документы:
Письменное заявление плательщика с указанием адресов использования объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
Перечень игровых автоматов (для регистрации игровых автоматов) по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам;
Решение о регистрации объекта налогообложения или об отказе в регистрации, принимается налоговым органом в течении пяти рабочих дней с даты подачи плательщиком заявления. Объекты считаются зарегистрированным с даты выдачи свидетельств.
Ставка налога устанавливается в таких размерах на единицу объекта налогообложения:
1. На игровой стол — 55 146 700 рублей
2. На игровой автомат — 2 100 300 рублей
3. На кассу тотализатора — 11 305 500 рублей
4. На кассу букмекерской конторы — 5 652 800 рублей
Если игровой стол имеет больше одного игрового поля, ставка налога на игорный бизнес увеличивается кратно количеству игровых полей. Однако, в случае использования игрового стола, имеющего техническую возможность подключения к Специальной Компьютерной Кассовой Системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, ставка налога на игорный бизнес уменьшается на 50%.
Позитивная разница между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей или возвращенных несыгранных ставок облагается налогом на игорный бизнес в размере 4%.
Форма и порядок учета сумм принятых ставок в азартных играх и сумм выплаченных выигрышей или возвращенных несыгранных ставок устанавливается Министерством по налогам и сборам в Республике Беларусь.
Налоговым периодом является календарный месяц. Налоговая декларация подается в налоговый орган по месту взятия на учет не позднее 20 числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. Уплата налога совершается не позднее 22 числа.
Законодательством запрещается организовывать и проводить азартные игр если:
Любое физическое лицом может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений на срок от шести месяцев до трех лет через подачу письменного заявления организатору азартных игр. Письменное заявление должно содержать имя человека, данные документов, удостоверяющих его личность, срок отказа от посещения игорного заведения, личную подпись. Поданное заявление не подлежит возврату. Подача заявления к любому организатору рассматривается как подача ко всем организаторам азартных игр на территории РБ. Копия принятого и зарегистрированного организатором азартных игр заявления подается в Министерство по налогам и сборам, которое вносит эти сведения о физическом лице в список физических лиц, ограниченных в праве посещения игорных заведений. Доступ организаторов азартных игр к списку обеспечивается при помощи Интернет-ресурса Министерства по налогам и сборам.
Организаторам азартных игр запрещается:
1. Допускать в игорное заведение физических лиц, которые самостоятельно ограничили себя в праве посещать игорные заведения;
2. Допускать в игорное заведение физических лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
3. Принимать на работу в игорное заведение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
Организатор азартных игр обязан обеспечить:
1. Законность проведения азартных игр;
2. Своевременную уплату налога на игорный бизнес;
3. Компетентность и профессионализм привлеченных к организации и проведению азартных игр работников;
4. Выплату выигрыша и возврат несыгранных ставок;
5. Проверку документов посетителя, удостоверяющего его личность;
6. Личную безопасность посетителей игорного заведения, охрану игорного заведения, непосредственное его оборудование.
Версия для печати | Обсудить на форуме
Все новости