slotsoft.one
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА
vsesystemy.comhttps://ces777.ru/slot-soft.rudominator.bizwww.bestchange.rucкачать 1xBet на Андроидzabava.one
rarib.ru
rarib.ru

Сергей Ефименко: «Беттинг движется параллельно с биржевыми технологиями, но в «математике» отстает на годы»

23.01.2017


Букмекерский рынок, как и гемблинг в целом, — недоразвитая индустрия. Так считает Сергей ЕФИМЕНКО, до января 2017 года работавший в должности операционного директора БК FavBet. Он называет несколько причин инфантильности отрасли. Среди них — чрезмерная консервативность представителей индустрии, в результате которой рынок опаздывает с внедрением новых технологий. Каким будет беттинг завтра? Ставка на какие тренды поможет стать победителем в конкурентной борьбе? Чео удалось добиться и что осталось незавершенным в БК FavBet? На все эти вопросы Сергей Ефименко ответил в интервью Betting Business Russia.

О перестройке внутренних процессов БК

— Сергей, за время, когда вы были операционным директором БК FavBet, компания выросла более чем в 10 раз. Назовите, пожалуйста, драйверы роста.

— Кадры решают все. Когда на нужную позицию точечно находишь либо выращиваешь сильного специалиста и умеешь его правильно мотивировать и контролировать, результат — дело времени. Изначально получилось удачно перестроить платформу: к существующему IT-департаменту добавили очень сильную команду erlang-разработчиков из крупного национального медиахолдинга. Благодаря их сильным профессиональным качествам и навыкам моей продуктовой работы с западными гигантами (Bet365, Bwin, Expekt, Centrebet) удалось построить новую сильную платформу, на которой компания работает по сей день. Несмотря на то, что изначально платформа планировалась под намного меньшие нагрузки и только один рынок, она и сейчас успешно справляется, работая на множество стран как по B2C, так и по B2B проектам. Кстати, выбрали erlang как основной язык разработки за несколько лет до того, как Bet365, а за ними и William Hill перешли на него с java.

Затем пришла очередь букмекерства. Здесь столкнулся с серьезным сопротивлением «старожилов», которые уверяли собственника, что больше семи live-букмекеров одновременно — это ужасная размывка пула, и кроме роста затрат она ничего не принесет. Пришлось просто набирать команду ребят «с улицы» и самому учить их с нуля. Сначала сам обучал, затем с «боевым товарищем», которого привел еще из Bet365 и с которым в дальнейшем строили автоматизацию большинства процессов. В итоге создали сильную команду: трое из пяти новичков в первый месяц работы вошли в топ-5 компании по итоговому проценту отбора. Внутренние процессы строили по образу Bet365: именно они, а не «звездность», «мнение» и «открутки» ставились во главу угла. Опираясь на профессиональную команду, благодаря дисциплине, сильной базе знаний и четким инструкциям, как и что делать в каждой ситуации, поставили систему тренерства и внутреннего менеджмента live-департамента, затем аналогично и prematch.

Следующий шаг — служба поддержки. Регламентировали всю работу, ввели стандарты, внутренний и внешний QA-контроль, внедрили жесткие KPI внутри департамента. Вместо только email-поддержки внедрили все возможные каналы коммуникации и обеспечили мультиязычность под рынки оперирования, внедрили политику жестких штрафов и поощрений. Впрочем, это нон-стоп процесс, который и сейчас хорош, но далек от идеала. Даже с классной командой ретеншена, VIP-командой и отлаженными процессами очень многое можно и нужно автоматизировать и постоянно наращивать команду и кейсы активного контакта с текущей клиентской базой для обеспечения результата.

— Перестройка работы какого подразделения далась сложнее всего?

— С маркетингом пришлось сильно помучиться. Когда я пришел, в компании был лишь один специалист данного направления, и процесс роста команды давался «потом и кровью». По сути лишь с пятой попытки удалось найти профи маркетинг-директора, который без лишних слов и воздушных разговоров о стратегии и высоких материях построил нормальную ежедневную работу и с которым шаг за шагом усиливали все направления. Когда усилились дополнительно командой контента и дизайна, все процессы пошли намного веселее. По сути за три года методичной ежедневной работы удалось построить одну из сильнейших маркетинг-команд в гемблинге СНГ.

Аналогично по риск-менеджменту и антифроду. Многое упиралось в автоматизацию и человеческие ресурсы. Мы добились результата после внедрения автоматизированной системы Risk management tools (собственная разработка) и назначения на позицию руководителя профессионала, которого воспитали сами. Это один из «звездных» учеников, которых еще я учил лично, он изначально зарекомендовал себя как сильный букмекер, а затем и как сильный управленец. Но и здесь постоянная нон-стоп гонка: объем базы растет очень сильно и очень быстро развиваются технологии и пути обмана и мошенничества. В автоматизации процессов по этому направлению еще очень много предстоит сделать и нам, и рынку.

В B2B (BetInvest) были абсолютно идентичные проблемы: до того как взяли сильного организатора на должность руководителя и очень сильного sale-директора, приходилось очень часто заниматься микроменеджментом, а большинство продаж закрывать, просто базируясь на личных связях. То же самое было и с остальными подразделениями: до прихода сильного HR директора и профессиональных рекрутеров процесс поиска специалистов был сплошной головной болью (особенно в IT, где у нас весьма редкая технология Erlang). До прихода сильного юриста-международника вся волокита с Кюрасао отнимала очень много времени и сил. И так далее по каждому направлению.

Отстроив сильную команду по каждому направлению и имея четкое видение, важно ежедневно работать над каждой мелочью в каждом департаменте и день за днем улучшать, что мы и делали. Поэтому говорить, что только я добился этого успеха, неверно — это успех всей команды. И я горжусь, что в развитии каждого отдела принимал активное участие. Большинство текущих топов компании — либо мои ученики, либо те, кого я привел или переманил из сильных компаний индустрии.

— Скажите, пожалуйста, какие проекты остались незавершенными, потому что вы довольно внезапно покинули должность?

— Автоматизация live («Лайв без никого») и prematch (Odds Compiler). Множество доработок автоматизации риск-менеджмента и антифрода (Risk management tools), переход на новый сайт (аналог favbet.hr для всех ресурсов, только со множеством дополнительных доработок), новая мобильная версия и букмекерский терминал, новое коробочное решение White Label для B2B, собственная CRM, новая версия аккаунтинга и множество проектов по развитию VIP- и ретеншен-направлений.

Будущее букмекерского бизнеса

— Какие тренды букмекерского бизнеса считаете наиболее перспективными?

— Сейчас все сводится к автоматизации. Если раньше букмекеры считались особой высшей кастой, творцами уникального продукта, то сейчас вся букмекерская уникальность сводится максимум к росписи по игрокам и специальным ставкам и умению не только дать их много, но и заработать на этом. На самом деле букмекерский рынок, как и гемблинг в целом, — очень недоразвитая индустрия, мы движемся параллельно форекс- и биржевым технологиям, но в «математике» и технологиях отстаем от них на годы.

По сути букмекерство, если убрать фактор договорных матчей, в будущем придет к автоматизации почти уровня казино. Потому что ставки на спорт с помощью мультифакторного анализа и хорошего моделирования могут быть полностью математически алгоритмированы, а текущая деятельность букмекеров легко заменяется автоматикой. В будущем не станет громоздких отделов из сотен live- и десятков prematch-букмекеров, а также дорогостоящих команд риск-аналитиков, которые все вместе помимо того, что обходятся компаниям в многие сотни тысяч евро ежемесячно, вносят огромную негативную лепту «человеческого фактора» в оперирование. Подобное произойдет и со скаут-сервисами: это сервисы без длительного будущего, как и сама профессия букмекера. О чем я лично сожалею, поскольку начинал в игорном бизнесе как помощник букмекера, затем как букмекер. Скаут-сервисы будут потреблять лишь единичные мировые лидеры рынка, число букмекеров сократится до одного-двух в каждой компании, они будут управлять автоматизированными процессами и развивать их.

Второй тренд — это Big Data, нейронные сети, machine learning. Очень мало игроков рынка понимают это сейчас. Учитывая, что это «дорогое удовольствие», результаты которого в краткосрочном и среднесрочном периоде не ощутимы, очень мало компаний развивают эти направления, хотя за ними будущее. Все текущие процессы и модели, с которыми мы работаем, отомрут со временем и в маркетинге, и в трейдинге, и в риск-аналитике, но те, кто научится пользоваться этими данными грамотно, вытеснят конкурентов с рынка силой продукта.

Особенности российского и украинского рынков

— Какие основные проблемы пришлось решать при продвижении на российском рынке?

— Предпочел бы не отвечать на данный вопрос, ибо в РФ приходилось все время работать «вчерную».

— На ваш, взгляд, что мешает легализации игорного бизнеса в Украине?

— Интересы различных депутатских групп и популизм. Тот, кто открыто будет ратовать за легализацию игорного бизнеса, получит сильный компромат со стороны конкурентов, которые будут использовать его в личных целях. А учитывая, что есть сильное лобби против любой легализации, то не думаю, что скоро ее следует ожидать, и ко всем подобным разговорам отношусь скептически.

— Назовите, пожалуйста, самое радостное и самое печальное событие за время, когда вы занимали должность операционного директора БК FavBet. Чему они вас научили?

— Самое радостное у меня связано с нашей командой. Когда мой ученик, впоследствии занявший должность одного из топ-менеджеров компании, и самый близкий друг, вопреки разным финансовым и жизненным искушениям, в сложных ситуациях остался мне верен до конца. И не только он, многие сотрудники поступали таким же образом. Именно это считаю самым большим жизненным плюсом и приобретением за все годы — ни за какие деньги правильных, близких людей в жизни не купишь, они поверяются годами и испытаниями.

Самое печальное — когда приходилось, откровенно говоря, работать с идиотами и непрофессионалами, которых не так легко было убрать или заменить по политическим причинам. Думаю, многие управленцы меня поймут — такие люди есть в каждой компании, меняются лишь фамилии и причины их «временной неуязвимости». Дело не только в личном разочаровании, но и в том, что их деятельность несла серьезный вред компании, негативно влияла на результаты. Иногда, чтобы команда стала лучше работать, достаточно просто уволить таких «специалистов», чтобы не мешали.

Главная ценность и основной ресурс в бизнесе

— Какие шаги, совершенные в БК FavBet, считаете ошибочными и не повторите в дальнейшем?

— Пожалуй, основная ошибка — долго мирился с уверениями в том, что текущей команды IT достаточно для работы и не начал их масштабного расширения на год-полтора раньше, чем я это сделал. То же самое с автоматизацией ряда процессов — можно было сделать это намного быстрее. Что не «дожал» перенос даты перехода на новую платформу в Хорватии на пару месяцев позднее. Что слишком доверял некоторым людям, которые этого доверия не заслужили. Впрочем, здесь и обратная сторона медали есть: благодаря такому доверию удалось найти Проверенных Людей.

Меньше времени и сил уделил смещению акцентов в развитии в сторону B2B оперирования и нацеленности на продукт. Много ресурсов отвлекали Хорватия, Румыния, Беларусь и иные проекты, которые на выхлопе и близко не способны дать такого прироста, как качественный продукт.

— Если бы вам удалось вернуться на пять лет назад, какой главный совет вы дали бы самому себе, только занявшему пост операционного директора БК FavBet?

— Быть жестче со случайными людьми в компании, делать максимальный акцент на IT-развитии и ценить в первую очередь время — это основной ресурс. Хорошие мысли и идеи приходят многим в индустрии, зачастую одновременно, но тот, кто быстрее их реализует и внедряет, выигрывает конкурентную борьбу.

— Вы рассматриваете предложения от четырех компаний. Назовите, пожалуйста, ключевые критерии, которым должна соответствовать компания, чтобы вы сделали выбор в ее пользу?

— Главное — перспективы компании, текущего менеджмента и IT. Не хочется ковыряться в песочнице и делать то, что уже прошел десятки раз, когда есть понимание, где будет индустрия через несколько лет и что нужно сделать, чтобы обогнать конкурентов.

При этом очень важны объемы и перспективы развития. Время — главный ресурс, и тратить его впустую ни за какие деньги не имеет смысла.

С другой стороны, не хочется быть использованным, ибо ряд брендов в СНГ славится тем, что берут специалиста, тот выстраивает все процессы и работу, делает компанию фактически непотопляемой и закладывает фундамент на годы вперед, а потом от таких специалистов избавляются, заменяя более дешевыми сотрудниками. У меня дорогая команда, и больше волнуюсь за них и их будущее.

— Если вы уже определились с выбором, скажите, пожалуйста, в какой компании будете работать и на какой должности?

— Пока не определился, живу «в самолете». Благо все нужные визы есть (улыбается). Встречи, переговоры — это слишком серьезная задача, не допускающая поспешных решений.




Автор:   Евгений Иваниченко


Источник: BettingBusiness.ru
Просмотрено: 5224 раз

Версия для печати | Обсудить на форуме

Все новости